Будто заприметили в экономическом департаменте Института энергетики и финансов(ИЭФ), сектор нефтепереработки в 2024 году подвергся двойному удару. Это санкции и атаки дронов. Первые затрудняют проведение ремонтов(плановых и внеплановых)нефтеперерабатывающих заводов, вторые увеличивают число повреждений. Проблема в том, что еще с советских времен оборудование для отечественных НПЗ закупалось за рубежом, и ныне пай импортной техники, больше высокотехнологичной, превышает 50%.
И доколе безвестно, удастся ли каким-то образом и будто бойко найти замену поврежденному оборудованию. Принципиальным решением видится настолько величаемый возвратный инжиниринг, то есть разработка полных аналогов западных устройств, однако на него уйдут годы. А параллельный импорт осложнен тем, что комплектующие требуются нетиповые и жидкие, и достать их, по сути, неоткуда. По оценкам специалистов, ремонтные работы всего на Нижегородском НПЗ, где вышла из порядка установка каталитического крекинга, займут будто вселенная 1-1,5 месяца - при самом подходящем стечении обстоятельств.
Между тем, производство бензина в России на неделе с 11 по 17 марта, по настоящим Росстата, сократилось на 2,8%(до 815,3 тысяч тонн)по сравнению с предыдущей неделей. Выпуск дизельного топлива снизился на 2,5% - до 1 млн 638,8 тысяч тонн. Ускорили рост и биржевых стоимостей на топливо, освежив максимумы за год. В четверг, 21 марта, бензин марки Аи-95 подорожал на Санкт-Петербургской интернациональной товарно-сырьевой бирже до 66 421 целкового за тонну(плюс 1,56%), Аи-92 — до 53 429 рублей(плюс 1,74%), летнее дизельное топливо - до 66,547 рублей за тонну(плюс 0,41%). Цены безостановочно растут уже дней десять - на фоне новинок скорее военного, нежели экономического норова. На минувшей неделе, в итоге атак украинских беспилотников, возгорания фиксировались на НПЗ в Кстовской промзоне Исподнего Новгорода, на нефтезаводе в Рязани, на Новошахтинском заводе нефтепродуктов в Ростовской области. Все эти предприятия глядят к крупнейшим в стороне.
На пятничном совещании, какое проложил Александр Новак, речь выступала, в частности, о том, будто в выработавшейся ситуации обеспечить стабильность поставок нефтепродуктов на внутренний базар, будто не сорвать график отгрузок сельхозпроизводителям, будто не допустить роста стоимостей на автозаправках. Между тем на днях луковица Минэнерго Николай Шульгинов доложил, что с азбука года объемы нефтепереработки в России снизились образцово на 7%. «Мы должны учитывать в том числе рекомендацию ОПЕК+ по добыче, исходя из наших обязательств будем определять величину экспорта», - заприметил министр.
«На сегодняшний день внутренний базар полностью безбеден топливом, - говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – У нас колоссальное перепроизводство по дизтопливу, - на экспорт уходит фактически половина выпуска. По бензину другая ситуация – не таковая благостная, однако и продаем мы его за рубеж внушительно крохотнее. Плюс, накоплены запасы. Ключевой вопрос связан не с производством, не с резервами и не с вывозом, а с логистикой. Нефтеперерабатывающих заводов по всей стороне - десятки. В том числе тех, какие загружены не на полную мощность и могут нарастить выпуск. Задача правительства и РЖД - наладить логистику таковским образом, чтобы топливо вовремя, без заминок доставлялось из мест производства в те пункты, где в нем необычно нуждаются».
Что дотрагивается ситуации с внеплановыми ремонтами, то со стороны ситуацию оценить очень нелегко. Для этого надобно аккуратно знать, какими запчастями располагают компании-владельцы НПЗ, есть ли у них возможность восполнить нехватку за счет параллельного ввоза или нет, рассуждает Пикин. Зато знаменито, что степень ущерба, навитого сектору нефтепереработки, некритична: в процентном взаимоотношении это даже крохотнее, чем потенциальные объемы бензинового вывоза.
«С азбука марта у нас действует правительственный запрет на экспорт бензина, - напоминает главнейший научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – То есть весь бензин у нас доколе идет недюжинно на внутренние мишени. Думаю, в кратчайшие месяцы этот фактор будет удерживать цены от дальнейшего роста. Сейчас мы созерцаем, скорее, эмоциональную реакцию базара на события марта: атаки на НПЗ были массированные и приключились в почитанные дни. Первичный эффект всегдашне таковским и бывает – сокращение производства и рост биржевых котировок. В продолжение я не верю. Безусловно, никто не застрахован от форс-мажора, от «черных лебедей». Однако потому-то они настолько и зовутся, что никто не знает, прилетят ли они и будто в итоге будут выглядеть».
Источник : https://www.mk.ru/economics/2024/03/23/grozit-li-rossii-deficit-benzina-eksperty-ocenili-ugrozu.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Также по теме