Новости со всего интернета
Все новости

Эксперт объяснил, почему ЦБ России надо преобразовать в Госплан

Эксперт объяснил, почему ЦБ России надо преобразовать в Госплан
Руководство Банка России взаправду есть за что похвалить. Рубль — сравнительно стабилен, инфляция в круглом — однозначная(в резоне не двузначная)и будет под контролем. Банковская система развивается, вклады народонаселения застрахованы, платежи юридических лиц стабильно проходят даже с учетом незаконных западных санкций. Можно уверенно говорить, что Центробанк, верно, великолепно справляется со своими бессчетными и разноплановыми задачами. Однако это, настолько сказать, с одной стороны. С другой все выглядит абсолютно по-иному.

Критика руководства Центробанка концентрируется в основном вкруг трех принципиальных штук. Первое: это «зависшие» за рубежом золотовалютные резервы(распорядка 300 млрд долл.), какие оказались заблокированы недружественными местностями. Удобопонятно, что о планах азбука СВО руководство ЦБ РФ знать не могло, однако тенденция на конфронтацию Веста с нашей местностью тем не менее прослеживалась. Национальная платежная система, какая управляет картами «Мир» и СБП, после Крымской весны заработала крайне вовремя и очень успешно. Почему же, выговорим, с 2014 года не началась алкая бы поэтапная конвертация потенциально токсичных золотовалютных резервов в другие, более ликвидные формы?

Другой предмет критики Банка России — это, безусловно же, уровень учетной ставки, какой сейчас составляет внушительные 16%(и сопоставим с рекордом заключительного десятилетия в 2022 году в 20%). 16% при однозначной инфляции носят не попросту запредельный, а по сути запретительный уровень.

Третий аспект, какой не нравится в деятельности руководства ЦБ, — это то, что при любом развитии событий в нашей стороне банки настолько или иначе зарабатывают и будут в плюсе. В заключительные годы банковский бизнес стал, верно, самым маржинальным обликом деятельности в нашей стороне при присутствии динамично развивающихся «стройке», ТЭКе, сельском хозяйстве и машиностроении. По итогам былого года банки получили рекордную прибыль в размере 3,3 трлн рублей, что впечатляет даже в нашей стороне со все еще изуродованной структурой экономики. По сути Банк России будто лидер ветви здесь сработал на твердую «пятерку», однако иным отраслям от этого воздушнее не становится.

Ну и самое основное, что предъявляют г-же Набиуллиной критики и оппоненты, состоит в том, что Банк России не считает себя ответственным за обеспечение экономического роста в стороне. Будто бы, с одной стороны, Центробанк «работает в узком контакте с правительством», а с другой — изображает самосильной, по факту никому не подчиняющейся государственной организацией. Для полноты картины стоит добавить, что Банк России еще каждогодне получает прибыль от той или другой коммерческой деятельности. По итогам 2023 года безукоризненная прибыль ЦБ РФ составила 140,4 млрд руб. Настоящий результат можно тоже безусловно отнести к успехам Центробанка, однако общество, на мой взор, ждет от основного финансового регулятора в стороне не всего частных коммерческих успехов, однако в первую очередь — развития экономики в круглом.

Некто, верно, скажет, что невозможно вешать на ЦБ всю ответственность за развитие сложнейшей национальной экономической системы. Однако, с другой стороны, а почему бы Банку России и не взять на себя повышенные полномочия?

Для этого есть основания и возможности. Центробанк России обладает всей полнотой информации обо всех экономических(и не всего финансовых)отношениях в нашей стороне. Не существует в российской натуре транзакции, которую бы не заприметил национальный финансовый регулятор. Здесь мы имеет потенциально возвышенный уровень управляемости в экономических отношениях. Кроме того, Банк России работает с российским рублем — вещественной основой всей нашей экономической системы. Если гроши — это кровеносная система экономики, то почему бы Центробанку не быть ее сердцем?

Суть моего предложения в том, чтобы наделить Банк России безмерными экономическими полномочиями, что позволит расширить его мандат до формирования полноценного органа государственного планирования и регулирования — Госплана 2.0.

На недавнем отчете Правительства РФ председателю кабинета министров России Михаилу Мишустину был задан вопрос о перспективах реализации Госплана 2.0, и премьер-министр согласился с постановкой такового спроса, сделав акцент на том, что современное государственное планирование надлежит базироваться на «цифровом Госплане», с чем мы, экономисты-государственники, согласны, что зовется, двумя десницами.

Ключевой задачей Госплана 2.0 вкупе с нынешними полномочиями Центробанка надлежит стать собственно обеспечение опережающего экономического роста в нашей стороне. Что значит «опережающего» в наших условиях?Во времена отчета председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной в Государственной думе на пленарном заседании мною был задан вопрос о том, какой уровень каждогоднего экономического роста с учетом крайне амбициозных заданий президента Центробанк России считает оптимальным и что преднамерен предпринять для его обеспечения?

Эльвира Сахипзадовна откликнулась вполне конкретно. С учетом нынешнего уровня развития производительных сил и кадрового обеспечения экономики мы можем рассчитывать на экономический рост на уровне или чуть возвышеннее 2%. По мнению председателя ЦБ РФ, если мы алкаем более амбициозный рост, то необходимо наращивать инвестиции в расширение производства, подготовку кадров и повышение производительности труда, в том числе в роботизацию. С настоящим ответом можно было бы и согласиться, однако здесь мы неминуемо вспоминаем про запретительный уровень ключевой ставки в стороне в 16%. По сути, сейчас экономический рост в нашей стороне дробно происходит вопреки и параллельно с политикой Центробанка.

…2% каждогоднего экономического роста, безусловно же, нас не устраивают. Не устраивает и уровень распорядка 3,6%, что был продемонстрирован нашей экономикой в 2023 году. При всей успешности настоящего уровня его невозможно считать «прорывным» по той безыскусный причине, что настоящий масштаб, собственно, сопоставим с всеобщем уровнем роста вселенский экономики в круглом. Соответственно, для того, чтобы оставаться в пятерке ведущих экономик мира и претендовать на четвертое пункт по объему ВВП ППС, нам надобно вырастать на уровне 5%. А для того, чтобы сохранить и приумножить свои позиции в долгосрочной перспективе, рост должен быть на уровне 7–10%, какой, впопад, не изображает фантастикой и демонстрируется кое-какими нашими партнерами по БРИКС, например Индией(рост по итогам 2023 года — 7,3%).

Все это вполне реально и в наших, российских условиях, для чего необходимо сочетание эффективности Банка России с подходами и принципами цифрового Госплана 2.0. Обозначу лишь кое-какие принципиальные задачи, какие призван решить настоящий мегарегулятор, если он будет сформирован в России.

Во-первых, наращивание денежной массы. Повторюсь, без денег экономики не существует. В взаправдашнее времена в России агрегатор М2(все гроши в экономике в любой фигуре)составляет близ 60% ВВП. Что это означает, если выражаться простыми словами?По сути это говорит о том, что почитай половина нашего ВВП не воспроизведена в денежной фигуре, то есть барахло, товары, услуги, блага и ценности произведены и существуют, а деньгами они отчего-то обеспечены не полностью. Фактически это малокровие в организме, какое, будто знаменито, приводит к нехорошим последствиям. Например, в Китае агрегатор М2 составляет распорядка 1,5 ВВП, другие страны глобального большинства также норовят насыщать экономику необходимой денежной массой. И здесь существует гигантское число возможностей, начиная от госкредитования и выпуска государственных облигаций и заканчивая целевой эмиссией «окрашенных» денег, непосредственно направляемых на модернизацию экономики и развитие инфраструктуры в стороне. Цифровой рубль(третья конфигурация денег), за вступление какого мы уже здесь похвалили ЦБ РФ, тоже изображает великолепным инструментом повышения объема денежной массы в стороне.

Почему это сейчас безмерно величаво?Все потому, что экономика бедствует в инвестиционных ресурсах, а в взаправдашнее времена на фоне завышенной ключевой ставки и недостаточного уровня агрегатора М2 стоимость инвестиционных ресурсов становится фактически неподъемной для большинства отраслей и комплексов всенародного хозяйства.

Вторая задача суперведомства — это обеспечение структурной модернизации экономики. Удобопонятно, что пай наукоемких производств в ВВП должна увеличиваться, а процент сырьевого вывоза — сокращаться. Однако достичь этого можно, всего сведя финансово-экономическую политику с реализацией долгосрочных планов социально-экономического развития. Цифровой Госплан 2.0 исходя из заданий президента(в первую очередь — майских указов)призван определять уровень необходимого производства по основным отраслям всенародного хозяйства.

Третья задача «объединенного Госплана» — это интеграция финансового, индустриального и научно-технологического потенциала. Надобно помнить о приоритете государственных и социальных задач над коммерческими или узкоотраслевыми. Маржинальность банковского сектора, о коей мы болтали возвышеннее, дробно происходит на фоне недофинансирования производства, науки и инноваций. Синергия задач различных отраслей и комплексов и их увязка на уровне стратегического развития страны позволят создать обстановка для сбалансированного развития.

В заточение охота спросить: как настоящий подход реализуем?На мой экспертный взор, здесь нет ничего из ряда вон выходящего. Резон царства в экономике растет, принципы стратегического планирования реализуются, дискурс вкруг межотраслевых балансов и цифрового Госплана уже изображает реальностью. Будто мне будто, настоящие факторы могут стать основанием для новоиспеченной жизненной экономической политики в нашей стороне, если ее реализация будет частью ответственности более амбициозного Банка России, какой, становясь суперведомством в стороне, будет помогать достижению стратегических круглее по всему их контуру. Настоящие новации могут быть реализованы собственно сейчас, в стадия определения структуры и состава новоиспеченного правительства и накануне принятия Президентом России новоиспеченного пакта майских указов на предстоящую «шестилетку». Ну а кто может возглавить этот мегарегулятор — это, будто говорится, вопрос другой, алкая и не менее важный…
Источник : https://www.mk.ru/economics/2024/04/15/ekspert-obyasnil-pochemu-cb-rossii-nado-preobrazovat-v-gosplan.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Лучшее за неделю
Технологии