Завод закрыт на ремонт
— По словам министра энергетики Николая Шульгинова, сейчас базар топлива в нашей стороне стабилен и не бедствует в дополнительных стабилизирующих мерах. Однако мы еще не запамятовали ситуацию минувшей озари, когда в отдельных регионах возник дефицит бензина и дизтоплива и был заведен запрет на экспорт нефтепродуктов. Если все-таки произойдет существенное сокращение производства, тема вероятного заказа на экспорт топлива вновь станет жизненной?
Юшков: "Ага, таковое вероятно. Запрет на экспорт — это завершающий аргумент в диспуте с бражками. Одна из причин, какая может к этому ввергнуть, — выход НПЗ на профилактические ремонты. Всякий год заводы массово уходят на ремонт собственно летом. С этим надобно что-то делать. Вероятно, в 2024-м правительство более жестко будет выстраивать этот график, чтобы не возникало плотского дефицита бензина. В стороне растет внутреннее потребление топлива. После пандемии, закрытия аэропортов зюйда России люд стали все гуще путешествовать на машинах. Летом повышается спрос на бензин. И в этот же момент, будто всего начинается автомобильный сезон, начинаются плановые ремонты на НПЗ. Плюс сельхозтехника, какая в этот стадия необычно деятельно задействуется, оттягивает на себя существенную долю топливных ресурсов. Кроме того, дизтопливо частично идет на СВО. Поэтому здесь величав скорее вопрос синхронизации работы НПЗ. Однако если дизеля у нас довольно, то с бензином ситуация сложнее. Сейчас, если выпадает алкая бы 1–2% от объема производства, придется подтягивать топливо из других регионов. Получается, логистика станет сложнее. Однако это скорее проблема самих бражек. У царства железобетонная позиция: ага, топливо всякий год растет в цене на бирже, однако мы должны сделать настолько, чтобы оно не вымахало возвышеннее инфляции в рознице".
— Между тем в начале года приключилась авария на крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе в Исподнем Новгороде. К каким последствиям может ввергнуть эта ситуация?
Пикин: Если говорить про конкретный НПЗ, где случилось ЧП, то, по словам министра Шульгинова, этот завод будет отремонтирован где-то сквозь месяц. Условно болтая, к началу марта он вновь заработает — то есть еще до азбука деятельного сезона использования бензина. Поэтому не думаю, что с бензином возникнут какие-то трудности.
Юшков: "Нижегородский НПЗ — один-одинехонек из крупнейших собственно в плане производства бензина. И тут надобно пояснить, что бензина в России производится образцово столько же, сколько потребляется на внутреннем базаре: образцово 90% от того, что сделано, тут же и потребляют. Настолько вот, Нижегородский НПЗ выделывал образцово 10% итого российского бензина. Получается, что из-за аварии мы сталкиваемся либо с дефицитом на внутреннем базаре, либо перестаем экспортировать. Что дотрагивается дизеля, то близ 50% того, что Россия производит, идет на экспорт. И вот тут запрещать, например, экспорт дизеля невозможно. Тогда придется все заводы либо останавливать, либо перенастраивать. А это будет опасная история".
— Какими инструментами могут воспользоваться власти в попытке не допустить роста стоимостей на топливо и к каким последствиям это может ввергнуть?
Суверов: "Наиболее эффективный инструмент, каким могут воспользоваться власти, это применение демпфера. Речь идет о том, что держава субсидирует нефтяным бражкам стоимость нефтепродуктов в случае, если стоимость на них на экспортных рынках возвышеннее, чем на внутреннем базаре. Подобный механизм довольно эффективно использовался в былом. Однако в 2023 году правительство аннулировало демпфер, и это стало одной из причин роста стоимостей на нефтепродукты. Сейчас старые параметры демпфера возвращены, поэтому, я надеюсь, это позволит стабилизировать цены на топливо. Также еще одним инструментом изображает запрет на экспорт нефтепродуктов, однако у этой меры есть оборотная палестины. Это, в частности, лишает нефтяников валютных доходов и с макроэкономической точки зрения негативно влияет на курс целкового. Поэтому это довольно жесткая мера, однако с большущими побочными эффектами. Поэтому важнее ее, верно, придержать до лучших времен".
— Не секрет, что наши нефтеперерабатывающие заводы изображают беспрерывными объектами атаки украинских беспилотников. Увеличивает ли этот фактор степень риска дефицита бензина на российском базаре?
Юшков: "Ага, Украина на беспрерывной основе пробует атаковать наши перерабатывающие заводы либо топливные хранилища. И взаправду они будут в полосе риска. Поэтому тут проглядывается перспектива собственно плотского дефицита производства бензина. Однако и из подобный ситуации выход есть. Мы сможем закупать вяще бензина у Белоруссии. У них два больших НПЗ, какие недозагружены. Однако тут цены будут уже абсолютно другими — более высокими".
Пикин: "После аварии на НПЗ правительство, вспомянув оплошки былого года, на всякий случай заявило, что может завести запрет на экспорт. Однако никакой катастрофы не приключилось и этой меры не понадобилось. Настолько что власти будут решать вопрос с бензином в той парадигме, какая сложилась за заключительные годы: цены в рознице не возвышеннее инфляции".
Порядок управления: ручной, однако базарный
— В 2023-м западные санкции против нашей нефтяной ветви ввергли к целому ряду негативных последствий. Из-за эмбарго ЕС на импорт нефти и нефтепродуктов, а также потолка стоимостей на них наша нефть азбука продаваться с огромным дисконтом, и бюджет недополучал доходы. Чтобы увеличить поступления в казну, появилась идея сократить в два раза выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу — за поставки топлива на внутренний базар по басистым стоимостям. Собственно с этого момента цены на топливо визгливо командируй вверх. На ваш взор, в 2024-м вероятна ли корректировка параметров демпфера?
Пикин: "Минфин бы с блаженством аннулировал демпфер абсолютно. Поэтому если что-то пойдет не настолько, например, какая-то новоиспеченная пандемия охватит весь мир, то параметры демпфера вновь пойдут пересматривать. Потому что доходы бюджета будут снижаться. Можно придумать бессчетно подобных сценариев. Однако при прочих равных, будто видится сейчас, по состоянию на взялось февраля ничего трогать не будут".
— Из-за санкций и их последствий федеральный бюджет в былом году недополучил доходы. Сколько наша казна затеряла и какой прогноз по поступлениям в 2024-м?
Юшков: "Бюджет на 2023 год изначально планировался с трехпроцентным дефицитом. В итоге получили дефицит чуть вяще 1%. То есть в круглом сработали на самом деле даже важнее, чем планировалось. Ненефтегазовый сектор дал будет большущие доходы федеральному бюджету. В этом году посмотрим, что будет на мировом базаре нефти. От этого будут во многом зависеть доходы итого российского бюджета".
— Однако при всем том в взаправдашнее времена речи о фактическом регулировании стоимостей на топливо в России не идет?
Пикин: "На мой взор, доколе нет. Потому что даже в самую критическую для базара пору, в сентябре былого года, бессчетно, что пришлось делать, это завести запрет на экспорт. Это не система регулирования, а попросту шлагбаум, какой затворили, — и все. У нас власти пробуют действовать в порядке ручного, однако базарного регулирования. Этот сегмент работает важнецки, а излишним вмешательством можно испортить сам отлаженный механизм. Госрегулированием, беспорочно болтая, даже в кризисный момент не пахло, а сейчас тем более".
— А если бы власти в былом году не взяли рычаги управления в свои десницы и не завели запрет на экспорт, будто бы отреагировал базар?
Юшков: "Базар бы длиннее приходил в себя, а в сторону правительства лились бы обвинения в том, что власти ничего не делают, что они попросту кинули всех один-одинехонек на один-одинехонек с бедой. Однако власти вмешались и завели довольно жесткую меру в облике заказа на экспорт. Сработала она сравнительно бойко. В России, с одной стороны, нет вожделения переходить на жесткое регулирование топливного базара. Однако, с иной стороны, инструменты у царства, для того чтобы повлиять на базар, есть. Например, власти могут изменить размер акциза, всевозможные налоги, экономику бражек или те самые выплаты по демпферу, что мы обсуждали ранее. Однако власти не хотят ничего кардинально менять.
Пикин: Надобно понимать, что отрасль по-прежнему работает в системе интернациональной торговли. Невозможно в рамках интернациональной торговли сделать раздельные песочницы для одного и того же товара. Все попытки в других местностей сделать нечто подобное приводили к тому, что отрасль деградировала. Яркий пример — Венесуэла. Ага, там топливо стоило грошовее воды. И посмотрите, к чему это ввергло?Добыча нефти сейчас там визгливо упала. Осталась одна вода".
Аксиома цены
— Почему цены на бензин в разных регионах России велико выдаются?
Пикин: "Во-первых, девало в логистике. Есть ключевые географические узлы, откуда идет распределение топлива: и бензина, и дизеля. От этих узлов топливо доставляется либо железнодорожным транспортом, либо автотранспортом, либо по трубе. От способа транспортировки зависит последняя стоимость. Однако есть и иной фактор, воздействующий на цену. Например, в сибирской части страны, по сути, всякий НПЗ — это монополист в своем регионе. А всякий регион там размером с хорошую европейскую страну. Если завод по какой-то причине останавливается, то доставка топлива из других регионов становится очень-очень бесценный. Локально там могут быть цены и по сто рублей за литр".
— А из чего в принципе складывается стоимость топлива в России и будто связаны цены на нефть и на бензин?
Суверов: "Если в западных странах зависимость топлива от стоимостей на нефть довольно большущая и стоимость нефти изображает основной составляющей в цене бензина, то в России ситуация немножко другая. У нас 70% стоимости бензина составляют налоги, и всего распорядка 10–15% доводится на нефть. Поэтому у нас стоимость нефти — не главнейший фактор в ценообразовании стоимости нефтепродуктов".
— В 2023-м бензин в России подорожал в посредственном на 7%, а дизель — на 10%, что почитай уложилось в инфляционный процент. Какие цены мы завидим в этом году?
Юшков: "Если отталкиваться от реалий сегодняшнего дня, то, верно, мы уложимся в уровень инфляции. Однако вопрос: какой будет инфляция?Думаю, в 6–6,5% вполне можно уложиться. И на столько же подорожает топливо в посредственном по стране".
Пикин: "Внутри этого года динамика стоимостей на дизель и на бензин будет выдаваться. Напомню, что на экспорт у нас идет собственно дизель, а бензин утилитарны не экспортируется. Поэтому по бензину мы на сто процентов уложимся в инфляцию. По дизелю сложно сказать. Глобальное правило — стоимость топлива в рознице растет не возвышеннее инфляции — исправно работает, начиная с 2018 года. Это аксиома".
График
Будто менялась стоимость нефти Brent за заключительные три месяца, долл./баррель
16 ноября 2023 77,42
29 ноября 82,88
12 декабря 73,24
26 декабря 81,07
8 января 2024 76,12
26 января 82,95
2 февраля 77,33
9 февраля 82,19
Источник : https://www.mk.ru/economics/2024/02/13/deshevle-vody-energetiki-rasskazali-skolko-budet-stoit-benzin.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Также по теме