Новости со всего интернета
Все новости

США потеряли статус сильнейшей державы на Ближнем Востоке: кто потеснил Америку

США потеряли статус сильнейшей державы на Ближнем Востоке: кто потеснил Америку
Начальный из, вероятно, многих авиаударов под руководством США по поддерживаемым Ираном шиитским боевикам-хуситам в Йемене знаменует собой еще одну тревожную веху в долгой череде крахов западной политики на Ближнем Восходе, наиболее величавым и последовательным из которых остается долголетняя неспособность урегулировать израильско-палестинский конфликт, отмечает Саймон Тисдалл.

Тот факт, что США при поддержке Великобритании были вынуждены применить силу в ответ на душащие торговлю нападения хуситов на судоходство в Красном море, отражает неприятную реальность: политическое воздействие Вашингтона ослабевает, его дипломатия неэффективна, его авторитет презирается. Неустрашимые хуситы поклялись, что атаки будут продолжаться.

Эта чреватая, ничем не заканчивающаяся эскалация подчеркивает еще один-одинехонек нежелательный факт. Доминирующей державой на Ближнем Восходе вяще не изображают США, ориентированный на Вест Египет, Саудовская Аравия или даже Израиль. Это главнейший союзник хуситов – Иран, пишет комментатор из The Observer.

Воздушно говорить о победителях и проигравших на фоне ужасной бойни в Газе, какая, по словам хуситов, спровоцировала их кампанию. Тем не менее, со стратегической точки зрения ясно, кто выходит вперед в этом кризисе. Воюя сквозь «прокси», позиции Ирана укрепляются всякой жертвой палестинцев, ракетами "Хезболлы", бомбардировками Ирака и Сирии и беспилотниками хуситов, утверждает Саймон Тисдалл.

Президент США Джо Байден отверг мировое(и во многом американское)взгляд, опрометчиво пообещав безоговорочную поддержку Израилю после зверств ХАМАСА и наложив вето на планы ООН по прекращению жара, пишет дальше автор аналитического материала в The Observer. Его ближневосточная политика выглядит устаревшей и отвлеченной от реальности. К США, какие ввек не были популярны в арабском мире, относились терпимо будто к неизбежному злу. Вяще нет. Сейчас за рулем будет неарабский Иран.

Израиль тоже получил стратегический сигнал тревоги с 7 октября, алкая его наиболее экстремистские политики до сих пор этого не понимают. Ужасы Газы навек изменили к худшему касательство к этой стороне – доказательством тому беспрецедентные обвинения в геноциде, выдвинутые в Гааге. Посол Саудовской Аравии в Лондоне Халид бен Бандар заявил Би-би-си на прошлой неделе, что к еврейскому государству вяще невозможно глядеть будто к особому случаю.

“Все это - подливка для враждебно авторитарного порядка Ирана, – подчеркивает Саймон Тисдалл. – У мулл есть три основные внешнеполитические мишени: вытеснить США, сатанинского ворога революции 1979 года, с Ближнего Восхода; сохранить региональное перевес; и укрепить ключевые альянсы с Китаем и Россией. Уничтожение Израиля, реальное или риторическое, изображает четвертым”.

Проиранские сети ополченцев – “ось сопротивления” – действуют на расстоянии вытянутой десницы. Воззрения расходятся по поводу того, следуют ли, например, хуситы, обученные и вооруженные Тегераном, его диктату. Кое-какие аналитики полагают, что Ирану не хватает контроля над своими йеменскими “прокси». "Хезболла" в Ливане настаивает на том, что она также изображает оперативно автономной.

Тем не менее, если взять Иран вкупе с ХАМАС в Газе, палестинскими группировками на Западном берегу и базирующимися в Ираке и Сирии ополченцами, становится ясно, что Тегеран сконцентрировал дистанционно управляемую коалицию, готовую пережить США. Бомбардировки баз хуситов, вместо того чтобы домогаться прекращения жара в заволокшейся партикулярной войне в Йемене, не изменят эту реальность. Скорее итого, они подпитают антизападный, антиизраильский нарратив Тегерана о сопротивлении во всем регионе.

Более догадливый, чем в былом, Иран предпринял прагматичные шаги, чтобы наладить взаимоотношения с арабскими конкурентами в Персидском заливе в былом году, восстановив дипломатические взаимоотношения с Саудовской Аравией. Наиболее величавым аспектом сделки было то, что Китай выступил посредником в ней.

Китай и Россия - новоиспеченные важнейшие дружки Тегерана, пишет Саймон Тисдалл. И собственно это, в большей степени, чем иные факторы, изменило судьбу Ирана, сделав его державой, с коей доводится почитаться. Конфликт на Украине и предшествующий китайско-российский пакт о сотрудничестве “без ограничений” стали катализатором этого перехода.

Кризис и его последствия выкристаллизовали уже зарождающуюся веру в Пекине и Москве в то, что глобальное лидерство США после Дональда Трампа отступает, что интернациональный распорядок, основанный на правилах, за каким наблюдает Вашингтон, развился для подрыва и замены.

С тех пор будто Си Цзиньпин опамятовался к власти более десяти лет назад, Китай создал сферы геополитического и экономического воздействия, чтобы соперничать и, по возможности, вытеснить сферы воздействия США. Иран занимает центральное пункт в планах Си Цзиньпина, отмечает The Observer. В 2021 году две страны подмахнули 25-летний стратегический инвестиционный и энергетический пакт. При поддержке Китая Иран подключился к группе БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.

Вступая в сговор с Пекином, чтобы обогнуть санкции, Иран ежемесячно продает Китаю миллионы баррелей влажный нефти со скидкой, которую перевозят туда нефтяные танкеры “темного флота”, утверждает Саймон Тисдалл. После многих лет застоя и ожесточенных внутриполитических и социальных беспокойств его экономика набирает обороты. В феврале Си Цзиньпин заявил президенту Ирана Ибрагиму Раиси, что Китай поддерживает его борьбу против “односторонности и запугивания” США.

Вдобавок ко всему, обнародованная вне закона программа Ирана по обогащению урана, связанная с ядерным оружием, по извещениям, бойко продвигается - еще одна собственная цель, связанная с разгромом Трампом соглашения о нераспространении, поддержанного ООН в 2015 году. Байден гадал возродить ее, однако отказался. Поганейший кошмар Израиля - иранская бомба - может быть задушевнее, чем когда-либо.

“Ныне расположения в Исламской Республике торжествующие”, - пишут аналитики Ройэл Марк Герехт и Рэй Такейх. “Она пережила санкции и внутренние протесты. С помощью своих союзников - великих содержав она стабилизировала свою экономику и азбука укреплять свою оборону. Ядерная бомба будет в пределах досягаемости.”

После 45 лет попыток Иран, наконец, стал большущим игроком в регионе. Санкции, остракизм и угрозы Тегерану не сработали. США, Великобритания и Израиль сталкиваются с грозным противником, входящим в трехсторонний глобальный альянс, поддерживаемый мощными ополченцами и экономической мощью. “Если мы алкаем избежать более масштабного конфликта, безотлагательно необходим новейший дипломатический подход”, – заключает Саймон Тисдалл.
Источник : https://www.mk.ru/politics/2024/01/14/ssha-poteryali-status-silneyshey-derzhavy-na-blizhnem-vostoke-kto-potesnil-ameriku.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Лучшее за неделю
Технологии