Алексей Кричевский, финансовый аналитик, автор экономического телеграм-канала:
«ВВП, вероятнее итого, будет вырастать и отдаленнее. До 3-4% по итогам года. Причем - в основном за счет ВПК, будто и ныне. В большинстве своем речь идет о непроизводительных расходах, то есть, отрасль, выдавая на-гора определенную продукцию, не создает дальнейшей добавленной стоимости. Ага, есть расчет на расширение поставок энергоресурсов в Азию, есть упование, что в 2024 году закончится СВО, и что взаимоотношения с Евросоюзом и США с большущим скрипом, однако начнут налаживаться. Однако правительство по-прежнему делает ставку недюжинно на ВПК и экспорт сырья. Что дотрагивается бюджета, он принят уже с дефицитом, какой продолжает увеличиваться. Однако параметры для высчитывания налогов с торговель нефти более-менее адекватны - $60 за баррель Urals. Добирать доходы будут сквозь инфляцию и рост налогообложения, поскольку занимать выходит очень дорого. Собственно, и курс целкового располагает к тому, чтобы слегка прикрыть дефицит - есть вероятность, что в 2024 году доллар бесповоротно закрепится на уровне возвышеннее 100 рублей. Тем более, народонаселение к этому уже подготовили несколькими «заходами» на этот курс. Реальные располагаемые доходы народонаселения если и вырастут, то ненамного, процента на два от силы с учетом инфляции».
Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global:
«В 2024 году на российскую экономику будет влиять линия обстоятельств, способствующих росту. Прежде итого, это государственные инвестиции, связанные будто с национальными проектами, настолько и с гособоронзаказом, возвышенный уровень занятости и заработных плат, а также потребительского спроса, развитие импортозамещения, рост в возделывающей промышленности, сельском хозяйстве и энергетике. Что дотрагивается нефтяного базара, мировые цены будут оставаться возвышенными(в посредственном стоимость Brent составит $80-90 за баррель), а дисконт Urals к Brent – басистым, и это позитивно скажется на сырьевых доходах бюджета. Единовременный налог на сверхприбыли корпораций, какой поступит в казну не позднее гроба января 2024 года, станет величавым фактором пополнения доходной базы. Жесткая денежно-кредитная политика и неизбежная торг валютной выручки экспортерами позволят замедлить рост инфляции. Соответственно, мы ожидаем следующих итоговых показателей: рост ВВП - 2,5-2,7%; дефицит бюджета - 0,5-1% от ВВП; рост реальных доходов народонаселения - 5-6%; индекс потребительских стоимостей - 4-5%; посредственный обменный курс целкового к доллару – 90».
Марк Гойхман, аналитик Финансовой академии Capital Skills:
«ВВП гадательно прибавит 1,5-2%. Возвышенный(3,5%)результат текущего года во многом обусловлен «эффектом басистой базы» сравнения: в 2022-м экономика затеряла 2,1%, а в этом стала восстанавливаться. Кроме того, нынешний подъем связан с повышением стоимостей на энергоносители и очень внушительным укреплением валют к рублю. В 2024 году подобного сценария ожидать не стоит. Препятствовать экономическому росту будет возвышенная ключевая ставка ЦБ, а также дефицит рабочей силы и свободных мощностей во многих отраслях. Инфляция составит 5-6%, опять же – из-за повышенной ставки и куцего ослабления целкового. Курс российской валюты
будет быть под давлением: среди прочего, на нем отзовутся рост издержек при ввозе, ограничения доходов от вывоза, возвышенные бюджетные расходы. В посредственном можно предположить довольно машистый диапазон в 90-110 рублей за доллар.
Дефицит бюджета будет крайне сложно удержать на плановом уровне в 1,6 трлн рублей. В эти параметры он может уложиться лишь при очень подходящем стечении обстоятельств. Не вполне удобопонятно, за счет чего удастся получить доходы в 35,1 трлн рублей, что на 22% превышает показатель 2023 года. Такового прироста не было во всей новейшей истории России».
Андрей Лобода, экономист, директор по коммуникациям BitRiver:
«В 2024 году экономика имеет все шансы взлелей на 3%, чему будет способствовать сразу несколько мощных факторов: повышение госрасходов, стабильность с гособоронзаказом, а также со спросом на российское сырье в Китае и Индии. Поддержку финансовой устойчивости страны окажут эффективность исполнения бюджета, полноценный перевод экспортной выручки в юрисдикцию РФ, а также снижение объемов вывода капитала. Инфляция оставит 4,5%, курс доллара - в посредственном 85-95 рублей, дефицит госбюджета - не более 1% от ВВП, посредственная стоимость на нефть Brent - $80-83 за баррель. Реальные доходы народонаселения вырастут на 3-4%».
Олег Буклемишев, директор Фокуса изыскания экономической политики экономического факультета МГУ:
«По ВВП у меня прогноз крохотнее одного процента. Выговорим, близ 0,7%. Все самые очевидные меры уже приняты, все низковисящие плоды собраны, потенциал ВПК и смежных отраслей использован по максимуму. Другие сектора вырастать по большому счету не будут. Инфляция, несмотря на все усилия ЦБ, составит распорядка 5%. Курс целкового будет ослабевать и дойдет до оценки образцово в 105 за доллар. Экспорту особо вырастать некуда, импорт замещению поддается лишь частично, отток капитала продолжается. Дефицит бюджета будет не возвышеннее полутора процентов от ВВП. Реальные доходы народонаселения прибавят процента два, с учетом зажимаемой Центробанком инфляции. Российская нефть Urals будет продаваться по средней цене в $60 за баррель, вряд ли велико возвышеннее. Сейчас большущая ее часть вывозится сквозь восточные коридоры и к эталонному сорту Brent имеет весьма опосредованное отношение».
Алексей Ведев, директор Фокуса структурных изысканий РАНХиГС:
«Экономика вырастет в диапазоне 1-1,3%, поскольку цикл восстановления после спада 2022 года уже завершен. Кроме того, ее потенциал подрывают большущие государственные траты на непродуктивные статьи расходов, а бизнес куц в своем развитии санкционным давлением и возвышенными процентными ставками банков. Капитальным риском видится негативная динамика стоимостей на нефть: этот фактор может негативно повлиять на финансовую стабильность. Ключевыми драйверами будут оставаться федеральный бюджет и ВПК. Курс целкового будет быть в диапазоне 93-95, при меньшей волатильности, чем в 2023 году. Центробанку не удастся ввергнуть инфляцию к таргету в 4%, какая к концу года составит 5-5,5%. Что дотрагивается средней цены на российскую нефть, какая недавно ретировалась басистее $60 за баррель, в вытекающем году она вряд ли превысит эту отметку. Дисконт может варьироваться в диапазоне 15-20% в подвластности от внешних обстоятельств.
Поскольку сейчас бюджет выглядит оптимистичным, вероятно, придется сокращать расходы в течение года. Дефицит не превысит 1% от ВВП. С большенный долей вероятности будут ужесточаться налоговое гнет на народонаселение и бизнес, вырастать неодинакового рода акцизы и пошлины, а льготные режимы – визави, упраздняться. Реальные располагаемые доходы россиян вырастут не более, чем на 1-2%. Причин несколько: легкая индексация пенсий и зарплат, возвышенная инфляция и проценты по кредитам, повышение налогов».
Константин Ордов, заведующий кафедрой «Финансовые рынки» РЭУ имени Плеханова:
«Темпы роста ВВП не превысят 1-2%, поскольку из-за ужесточения Центробанком денежно-кредитной политики существенно снизится платежеспособный спрос, ключевой(в сочетании с повышенными госрасходами)драйвер экономики. Дефицит бюджета не выйдет за пределы 1% ВВП – за счет увеличения вывоза и средней цены нефти. Самым больным спросом остается инфляция, какая в 2024 году составит 5-6%. Центробанку не дадут достичь таргета(мишени)в 4%, поскольку волям придется делать принципиальный выбор между стимулированием экономической активности и антиинфляционными мерами. Ужесточение денежно-кредитной политики крайне негативно влияет на экономику. В первом квартале 2024 года заострятся проблемы на ипотечном базаре, какой бесповоротно встанет. В итоге регулятора «попросят» сменить курс в сторону смягчения денежно-кредитной политики(ДКП).
Курс целкового вполне может зашкалить за 110-120 за доллар, если в январе-марте 2024 года объемы расходования государственных оружий останется на уровне показателя первой половины 2023-го. В таковом случае инфляция превысит 7%. А вообще, это история со многими безвестными и потенциальными сценариями развития. Что дотрагивается реальных доходов народонаселения, к концу года, какой может очутиться разочаровывающим, они рискуют ретироваться в минус. Люд будут тратить все вяще оружий на сервис кредитов(ныне банковскими заемщиками изображают более 40 млн россиян), обостряя и без того опасный тренд. С стоимостями на российскую нефть ничего сверхрадикального приключиться не надлежит: басистее $60-65 за баррель Urals они не лягут, а при сохранении удобной конъюнктуры на мировом базаре могут дойти до $70».
Никита Масленников, ведущий эксперт Фокуса политических технологий:
«В 2024 год экономика ввалилась начистоту перегретой. Ее макродинамика будет легче, чем в 2023-м, поскольку ЦБ сохранит ключевую ставку на текущем уровне в важнейшем случае до середины года. А в поганейшем – повысит ставку в подвластности от степени инфляционного давления. Соответственно, темпы роста ВВП очутятся вдвое крохотнее, чем нынешние 3,5%, – в районе 1,7-1,8%. К тому же бюджетный стимул ослабнет – с 2% до 1,5% ВВП. У нас остается будет бессчетно структурных ограничений, например, дефицит рабочей силы. Наружные обстоятельства тоже не самые подходящие: глобальная экономика по-прежнему замедляется, перспективы будет неопределенные. Есть вероятность снижения спроса на российский экспорт. Что дотрагивается потребительских стоимостей, их динамика будет определяться многими факторами. В декабре инфляционные ожидания вымахали в России на два процентных пункта. Это говорит о довольно возвышенном риске продолжения инфляционного давления, по крайней мере, в течение первого полугодия. Ужесточение Центробанком ДКП еще не сработало в абсолютной мере: потребительский спрос только-только начинает охлаждаться. Думаю, по итогам 2024 года инфляция составит 4,5-5%.
Курс целкового уложен для прогнозирования, поскольку во многом зависит от ситуации с торговым и платежным балансом. Однако у него есть недурные шансы удержаться в текущем коридоре 90-95 за доллар. А если платежно-расчетная инфраструктура в национальных валютах не будет давать сбоев, если не будет заминок с поступлениями по экспорту, то курс вполне может ретироваться в коридор 85-90. Дефицит бюджета составит близ одного процента, визгливого увеличения я не жду. Реальные доходы народонаселения будут узко связаны с динамикой ВВП, а значит, по итогам года составят 2,5-3%. Это образцово вдвое крохотнее, чем в 2023-м. С стоимостью на нефть ситуация не очень удобопонятна, и тут величавее прогноз не столько по Urals, сколько по величине дисконта, какая сократится до $5-6 за баррель. Думаю, стоимость будет не басистее, чем в 2023 году. То есть, близ $66, а в раздельные месяцы будет доходить до $70».
Источник : https://www.mk.ru/economics/2024/01/02/ekonomisty-dali-trevozhnyy-prognoz-na-2024-god.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter