Новости со всего интернета
Все новости

Личный водитель маршала Жукова оставил воспоминания о его манерах

Личный водитель маршала Жукова оставил воспоминания о его манерах
С Александром Николаевичем Бучиным мы познакомились, когда он позвонил в редакцию после выхода моей статьи, в коей был упомянут его отец, один-одинехонек из первых автомобилистов-гонщиков дореволюционной Москвы. «Я тоже по шоферской линии пошел, — обмолвился Бучин. — Во времена Великой Отечественной возил самого Жукова».

Собственно отец-профессионал научил юного Сашу Бучина премудростям управления автомобилем. Эта наука очень ему пригодилась, когда призвали в армию.

— У меня уже имелись водительские лева, а потому и был найден на службу шофером. Доверили возить самого командира дивизии, — рассказал Александр Николаевич. — После демобилизации постановил продолжить работу за баранкой. А устроился в итоге в Наркомат внутренних девал. Там меня оформили на должность «шофер-разведчик 1-го класса».

В реальности ничего «этакого» по службе делать не приходилось. Назначили в «общий наряд». Водил машины с охраной, сопутствовавшей партийных бонз.

Вскоре после азбука войны получил новоиспеченное направление — очутился в «группе обслуживания» генерала Жукова.

— Какие обязанности у вас были?С Георгием Константиновичем дробно приходилось напрямую водиться?

— Поначалу видал его лишь издале. Во времена автомобильных поездок Жукова я вел «эмку» с тремя охранниками, держась за генеральской машиной. А кроме того, получал разовые задания: отвезти такого-то туда-то. Собственно одна из таких поездок и стала, будто я предполагаю, причиной моего обращения в индивидуального водителя Жукова.

В один-одинехонек из сентябрьских дней 1941 года понадобилось отвезти его порученца, генерала П.И.Кокорева, на линию обороны наших сильев. Во времена этой поездки мы влетели в зону, которую сервировала немецкая авиация. Мне удалось тогда вывести «эмку» из-под налета. Видаемо, деяния мои в этой заварушке Кокорев оценил и доложил своему начальнику, а тот сделал отвечающие выводы о моих профессиональных навыках. Буквально на вытекающее утро подходит ко мне начальство жуковской охраны Николай Бедов: «Повезешь самого».

С той поры я на протяжении без малого семи лет колесил по стезям России и нескольких местностей Европы за рулем машины, на соседнем сиденье коей сидел Жуков — генерал, впоследствии маршал.

— Георгий Константинович не пробовал вас в поездках «отстранить от работы» и сам сесть за руль?Вон Леонид Ильич Брежнев, говорят, дробно этим грешил...

— Сам Жуков не водил машину. Однако во времена поездок он все-таки порой «принимал участие» в ее управлении. Случалось, охота ему, чтобы мы ехали поборзее, настолько он вместо команды попросту жал сапогом на мою правую ногу, находящуюся на педали газа. Сознаться, боготворил Жуков прокатиться с ветерком. Однако при этом — чтобы без ненужного риска. Если ощущал, что чересчур разогнались, командовал по-кавалерийски: «Укороти!»

— В аварии с Георгием Константиновичем приходилось попадать?

— Нет. Алкая случались опасные случаи. Однажды, помню, возвращались мы из армии Баграмяна и чуть к немцам не потрафили. Прикомандированный вожатый — капитан из штаба армии — что-то напутал и вывел наш автомобильный кортеж прямиком к нейтральной полосе. Георгий Константинович тогда первым сориентировался в обстановке. Приказал мне поворачивать назад. Зато под Курском ситуация была куда капитальнее. Там мы заехали ненароком в зону наступления немецких танков. Разворачиваться некогда ага и негде. Пришлось задним ходом выбираться…

В памяти остался и случай, когда чуть не угробились в тылу из-за аховый дорожной обстановки. Ехали зимой на трофейном «Хорьхе» по шоссе, вроде бы позволявшем важнецки разогнаться. Однако вдруг машина влетела на заледеневший участок... Будто я умудрился тогда выровнять крутанувшегося по гололеду бедственного «немца» — до сих пор удивляюсь.

— На каких «моторах» ездил полководец?

— Поначалу возить Жукова по фронтовым стезям довелось на «эмке» с двумя ведущими осями — ГАЗ-61. Это был великолепный внедорожник. Однако комфортной езду на этой машине назвать было никак невозможно. На ухабах она козликом галопировала. А основное, отсутствовало отопление. Зимой, отправляясь в дальнюю поездку, впору было надевать тулуп…

Безусловно, негоже в столь суровых условиях генерала армии возить. А тут подвернулся случай сменить генеральского «коня» на более подходящую Жукову по статусу машину. В декабре 1941-го выяснил, что в Москве в одном из спецгаражей простаивают без девала автомобили, кинутые германским посольством при безотлагательном выезде из страны. Мне удалось туда попасть. Среди других легковушек вскрылся полноприводной «Хорьх».
Личный водитель маршала Жукова оставил воспоминания о его манерах
Александр Бучин. 1944 г.
На этом красавчике я возил Георгия Константиновича в течение следующих двух лет, однако впоследствии, когда немецкий автомобиль поизносился, ему понадобилась замена.

Тогда Георгий Константинович пересел на новенький «Виллис». Американцы поставляли в СССР по ленд-лизу эти внедорожники с разинутым кузовом. Однако для Жукова наши умельцы приспособили на заокеанскую машину домодельный фанерный кузов для защиты от непогоды. Впрочем, и это все-таки было чересчур примитивно. Хотелось найти автомобиль, более должный высокому положению Жукова в армии.

Осенью 1944-го начальство охраны Бедов посоветовал выбрать для Георгия Константиновича одну из трофейных машин, оставшихся в гараже немецкого военного атташе в Софии. Я туда поехал и избрал бронированный «Мерседес». Спустя несколько месяцев собственно на этом «Мерседесе» я привез Жукова в всего что взятый Берлин.

В те дни в распоряжении маршала были и иные автомобили. Например, важнецки помню, что на торжественную церемонию подписания Акта о капитуляции гитлеровской Германии мы отправились на «Паккарде».

Кроме того, для Жукова содержали еще пару лимузинов в Москве — «Бьюик», еще один-одинехонек «Паккард». На них я возил его с аэродрома в Кремль, в Генштаб, на дачу.

Запомнился день 24 июня 1945 года. Лучше, утро этого дня, когда я привез Георгия Константиновича в Кремль за несколько минут до азбука Парада Победы. Мы въехали сквозь Боровицкие ворота, пересекли всю территорию. Чтобы маршалу не тратить излишнее времена на ходьбу, я его забросил почитай к самым Спасским воротам. Там уже содержали настороже белокипенного коня, на каком он должен был принимать парад. Завидев Жукова, жеребец к нему радостно потянулся: ведь до того Георгий Константинович несколько дней тренировался в верховой езде, вот звериное и поспело к нему привыкнуть. Маршал сразу же дошло засел в седло и навестил скакуна к выезду на Красную площадь, где уже построились войска. А я отогнал маршальскую машину в помещение гаража особого направления и, сидя там, внимал трансляцию парада по радио.

По завершении торжественной церемонии отвез Георгия Константиновича на дачу. Он был в неприкрыто приподнятом, даже взбудораженном состоянии и, помнится, несколько один спрашивал у меня и у бывшего на заднем сиденье Николая Бедова, будто прозвучала его речь с трибуны Мавзолея. Услышав наши похвальные отзывы, он неприкрыто был доволен.

— В те длинные часы, что вы проложили в стезе, сидя с Георгием Константиновичем на соседних местах в машине, возникали между вами какие-то неформальные разговоры?Были ли случаи, когда ваше общение с ним вылезало за рамки железной военной субординации?

— Сразу хочу сказать, что о делах военных в поездках тары-бары-раста-баров не вели, даже если Жуков звал в машину кого-то из полководцев. Если возникала беседа, то на бытовые темы — о погоде, о стезе... Временами маршал спрашивал попутчика о семье: где, будто...

Еще отмечу, что ко мне Жуков век обращался на «ты», однако беспременно по имени-отчеству, алкая было мне тогда нескольким вяще двадцати...

Никаких вольностей в поведении он себе не позволял. За те несколько лет, что я у него прослужил, помню лишь один-одинехонек случай, когда Георгий Константинович, что зовется, расслабился. Было это на День артиллерии, 19 ноября 1944-го. Георгий Константинович приехал в штаб армии Чуйкова, и, видаемо, там его пригласили отметить праздник.

«Отметили» очень важнецки. Во всяком случае, когда опамятовалась пора возвращаться, маршал просто-таки ввалился на сиденье «Мерседеса». Тронулись, едем. И вдруг Георгий Константинович обнял меня со словами: «Саш-шка!Я тебя люблю...» Говорю ему: «Товарищ маршал, не мешайте, а то потрафим в кювет!». Жуков отодвинулся и забылся. Об этом эпизоде капля кто знает, алкая начальство охраны Бедов, ехавший с нами, наверняка доложил впоследствии своему начальству из госбезопасности.

— Спецорганы «приглядывали» за прославленным полководцем?

— Еще бы!Почитай весь штат «группы обслуживания» во главе с Бедовым заключался из сотрудников госбезопасности. Я ведь тоже владел чин лейтенанта ГБ, алкая и велено было носить для маскировки форму танкиста... А на исходе войны в окружении Жукова взялся генерал Серов(в предбудущем председатель КГБ). Он бессчетно времени коротал среди наших штабных работников, среди обслуги. Интересовался поступками, тары-бары-раста-барами маршала.

К слову сказать, в первые послевоенные недели Серов, занимая формально пост заместителя Жукова в советской оккупационной полосе, неоднократно пробовал всучить маршалу крупные суммы — якобы для представительских расходов. Вначале 50 тысяч марок, впоследствии 500 тысяч, и наконец заявил, что «товарищ Берия разрешил товарищу Жукову дать столько денег, сколько ему понадобится»!Однако Георгий Константинович век отнекивался.

— В послесоветское времена было сделано немало «сенсационных открытий», глядящих к легендарным героям войны и полководцам. Вот и про Жукова стали говорить, например, что он был верующим людом, посещал во взятых у немцев городах православные храмы, а в машине век возил с собой икону...

— Категорически отвергаю таковские «сенсации». За годы нашего с ним беспрерывного общения Георгий Константинович ввек и ни в чем не выказал себя будто верующий человек. Иконы в его машине никакой не было. Алкая церкви в отвоеванных у ворога городах взаправду порой посещал... Например, когда взяли Ельню, оказалось, что от итого города уцелел всего православный святилище, все другие постройки гитлеровцы сожгли. Близ этого сохранившегося здания толпилось несколько десятков местных обитателей, вот Жуков и велел подъехать к ним, вышел, произнес маленькую речь... Будто видаете, и намека нет на какие-то благочестивые ощущения.

— Вы продолжали быть индивидуальным шофером Жукова и после Победы. А почему впоследствии расстались?Это была его воля?

— Отвечая на вопрос, начну с того, что летом 1946-го, во времена очередной поездки по Москве, маршал удивил меня неожиданным спросом: «Александр Николаевич, ты Черное море любишь?» Я непонимающе кивнул, а Жуков улыбнулся минорно и говорит: «Ну тогда поехали со мной в Одессу!». Оказывается, национального героя Сталин «удостоил чести» командовать Одесским военным округом!

Там, на зюйде, я прослужил у Георгия Константиновича еще почитай полтора года. Наше прощание приключилось не по его и не по моей воле. «Товарищи» из органов постарались.

За годы моей службы у Жукова меня не один звали на беседы в «соответствующие инстанции», и там сотрудники ГБ настоятельно убеждали сотрудничать. Они алкали, чтобы я стал их информатором, доказывал о всех разговорах, поступках маршала. Однако я отнекивался. В итоге терпение у «товарищей с Лубянки» лопнуло, и они постановили такового упрямца отправить подальнее от Жукова.

В январе 1948-го Георгий Константинович вдруг пригласил меня к себе и огорошил: «Убирают тебя от меня, Александр Николаевич!Отзывают в Москву, в распоряжение отдела кадров МГБ». Вдогон за тем упомянул, что написал послание начальнику Основного управления охраны Власику с мольбой оставить ему искушенного шофера Бучина. Однако никакого ответа на свое послание не получил.

Я вырван был подчиниться и отъехал в столицу. Спустя несколько дней, 19 января, вышел распоряжение о моем увольнении из МГБ «за невозможностью дальнейшего использования».

— Встречаться с Георгием Константиновичем впоследствии вам доводилось?

— Когда в 1957-м Хрущев освободил Жукова со всех постов, я постановил попробовать повстречаться с прославленным полководцем, может, как-то поддержать его... С трудом удалось узнать номер дачного телефона. Позвонил. Георгий Константинович обрадовался, пригласил к себе в гости. Посидели, вспомянули былое. Жуков впоследствии перебросил разговор на свои нынешние проблемы, посетовал, что Хрущев вколотил себе в голову, что он, Жуков, якобы хочет стать первым людом в стороне... «Ты же знаешь, Александр Николаевич, я царем не собирался быть!..» Позднее еще несколько один ездил к Георгию Константиновичу, когда получал от него приглашения.
Источник : https://www.mk.ru/politics/2021/11/30/lichnyy-voditel-marshala-zhukova-ostavil-vospominaniya-o-ego-manerakh.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Брендовые кроссовки Hoka
Как выбрать мотоэкипировку для соревнований
Незаменимые элементы одежды для активного отдыха и спорта
Семин: самое важное - матч с "Оренбургом", оставшиеся в живых сыграют с "Шальке"
"Сочи" победил по буллитам рижское "Динамо" в матче КХЛ
Лучшее за неделю
Технологии
Segway возвращается – в этот раз с практичным электробайком C80
В Египте нашли идеально сохранившуюся мумию возрастом 2500 лет
Таймлапс с телескопа Хаббл показывает драматическое превращение звезды в сверхновую
В 1930-х в США запатентовали ожившего мертвеца для допроса преступников
НАСА приглашает всех желающих вступить в проект «Планетарный Патруль»