Новости со всего интернета
Все новости

Ветеран-ядерщик раскрыл секреты создания легендарной советской подлодки К-3

Ветеран-ядерщик раскрыл секреты создания легендарной советской подлодки К-3
К-3 «Ленинский комсомол» – легендарный корабль. Эта подлодка стала первенцем советского атомного кораблестроения, назначенным для Военно-морского флота. По времени ввода в порядок ее обогнали лишь две американские атомные субмарины.

Наш атомоход прослужил в составе Нордового флота треть века – с 1958 по 1991 гг. В послужном списке этого подводного торпедоносца – выполнение не одного уникального тактического задания. В 1961-м К-3 отправилась в длительное автономное плавание, заступив на боевое дежурство в Атлантическом океане. А годом запоздалее корабль закончил невиданный до той поры арктический поход, закончив далекий рейд подо льдами Нордового Ледовитого океана.

После того, будто «Ленинский комсомол» был выведен из состава флота, его рок казалась предрешенной. Легендарная К-3 числилась в планах утилизации отслуживших свое подводных ладей. Однако реализовать эти намерения бойко не удалось. Отсрочку своей «смертной казни» «Ленинский комсомол» получил в аккуратном соответствии с приговоркой «Не было бы счастья, ага беда помогло». Настали лихие 1990-е, край находилась в сложнейшем экономическом положении, денег ни на что не хватало. Поэтому К-3, будто и многих ее «коллег», тоже списанных с флота, бросили в покое: не до утилизации.

Однако в 2005 году вновь «ожили» старые планы. К-3 отбуксировали в акваторию судоремонтного завода «Нерпа», размещенного в Снежногорске под Мурманском. Из корпуса субмарины вырезали и выслали реакторный отсек. После этого казалось, что вот-вот уникальный корабль начнут «пилить на иголки». Однако в ситуацию вмешалось коллективное взгляд. На защиту «Ленинского комсомола» восстали бессчетные ветеранские организации, ученые-ядерщики, выслуженные моряки… Их ходатайства о сохранении первой отечественной атомной субмарины в качестве монумента истории были в гробе гробов услышаны «наверху». В 2010 году Главком ВМФ встретил решение не утилизировать К-3.

Впрочем и после этого предбудущее подводного атомохода-ветерана оставалось неопределенным. Заключительные почитай 4 года К-3 выстояла в захлопнутой для посторонних акватории на подведенных под ее корпус понтонах.
Ветеран-ядерщик раскрыл секреты создания легендарной советской подлодки К-3
Фото: Кадр из видео
Наконец рок легендарной подлодки прояснилась. Ее планируют разместить в музее Военно-морской славы в Кронштадте, сделав основной «изюминкой» экспозиции.

Из Баренцева моря в Балтийское – длинный и непростой путь. Намечается, что К-3 от нынешнего ее места «прописки» поведут на буксире, огибая Кольский полуостров, в Белокипенное море, затем по Беломоро-Балтийскому каналу, по Ладожскому озеру и, наконец, по Неве и Финскому заливу - в Кронштадт.

Чтобы ветхий корабль благополучно сверился с нелегким испытанием, специалисты завода «Нерпа» сейчас приступили к подготовке его к дальнему походу. К-3 завели в стационарный док, там на ладье демонтируют кое-какие элементы конструкции для улучшения остойчивости при нахождении на суше. После чего «Ленинский комсомол» переместят в плавучий док и отправят к месту новоиспеченной, музейной «службы».

Будто сообщается, по прибытии в Кронштадт на К-3 проведут реставрацию и некоторую реконструкцию, необходимую для использования корабля в качестве музейного экспоната. Будет восстановлен внешность внутреннего пространства большинства основных отсеков субмарины, а реакторную часть заменят муляжом. Намечается, что в музее огромный корпус подлодки установят на берегу, на специальных металлических опорах, и накроют сверху сквозистым куполом.

По водящимся планам доступ посетителей к этому главному экспонату Музея военно-морской славы в Кронштадте может быть открыт в 2023 году.

Один-одинехонек из ветеранов-ядерщиков, работавших над исполнением советских атомных проектов, доктор наук Анатолий Чечуров на протяжении многих лет возглавлял подразделением Курчатовского института, занимавшимся спросами безопасности и надежности атомных установок на кораблях. Молодым выпускником вуза он встретил участие в работах по созданию К-3.

— Первая в нашей стороне атомная подводная ладья была спущена на воду летом 1957-го, — рассказывает Анатолий Михайлович. — После этого настал этап ее достройки, какой продлился без малого год. Будто один на это времена и доводится мое знакомство с К-3 и даже кое-какое участие в работах по ее превращению в «живой» корабль.

В начале 1958 года, сразу после завершения вуза, мы с моим однокашником Толей Сорокиным были направлены на предприятие-«почтовый ящик» в захлопнутый город Молотовск, какой позднее был переименован в Северодвинск. Собственно там и строили К-3.

Безусловно, нам – абсолютно молодым, неискушенным, серьезных заданий не поручали. Помню, например, что под руководством женщины-химика довелось готовить сорбенты для фильтров 1-го абриса, какие предназначены для очистки воды от радиоактивных нуклидов.

Сам этот проект первой советской АПЛ, считаю, был одним из великих прорывов в науке и технике, осуществленных в СССР. Он уникален в том числе и бойкостью, с коей удалось воплотить идею подводного атомного боевого корабля в жизнь.

Покумекайте всего: ведь доверительное постановление о начале работ по созданию атомной подлодки Сталин подмахнул в начале сентября 1952 года. А уже в марте 1956-го на испытательной базе в Обнинске запустили макетный образец. В помещении была возвещена хвостовая часть подводной ладьи с энергетической установкой и машиной, — простерли линию вала от атомного реактора до гребного винта и взялись проводить испытания. А параллельно с этим в Молотовске уже выступали работы над выполнением «заказа №254», — настолько в документах значили будущую К-3. И в 1958 году ладья была готова, 4 июля «Ленинский комсомол» дал ход под атомной силовой установкой.

Безусловно, многие конструкции еще спрашивали усовершенствования, доводки. Это ведь был начальный у нас подобный корабль. Ситуация тогда возникла необычная: замечаний по ладье бессчетно, будто ее передавать флоту?Было встречено уникальное на ту пору решение. Передать К-3 в состав Нордового флота в опытную эксплуатацию, чтобы по ходу выполнения кораблем заданий выявлять и устранять с участием специалистов - ученых и конструкторов, все выявляемые дефекты.

Подобный метод очутился очень эффективным. Удалось добиться форсированного решения технических проблем за краткие сроки.

Мне довелось, уже будучи сотрудником профильного подразделения Курчатовского института, неоднократно выезжать на Нордовый флот и заниматься решением проблем на К-3, связанных с работой реактора. Там было бессчетно чего. Например, поначалу дробно вылезали из порядка, текли теплообменники 1-го и 3-го абрисов. Причиной была в том числе деятельная коррозия. Пришлось вносить исправления в конструкцию антикоррозийных устройств…

— О том, что «Ленинский комсомол» надобно не резать на металл, а сохранить в качестве ценного исторического монумента, разговоры в наших кругах выступали с самого момента вывода этой подлодки из состава флота, — продолжил Анатолий Чечуров. – Знаю, что катали послания, обсуждали это с возвышенным флотским начальством… Одно времена все упиралось, вроде бы, в отсутствие денег на ремонт и механизм АПЛ под музейный экспонат. К счастью, теперь эти проблемы остались в былом, и К-3 не разделит печальную судьбу многих легендарных российских и советских кораблей, какие оказались уничтожены.

К слову сказать, «Ленинский комсомол» — не единое вещественное напоминание о самых первых наших атомных подлодках, сохранившееся до сегодняшних дней.

В Обнинске, где была в свое времена создана уже упомянутая мною испытательная база и при ней взялся затем учебный центр для моряков, какие должны служить на атомных субмаринах, в 1990-е отворили монумент. На пьедестале ввели целиком рубку, снятую при ее утилизации с одной из ладей первого атомного проекта 627 «Кит».
Источник : https://www.mk.ru/politics/2021/07/28/veteranyadershhik-raskryl-sekrety-sozdaniya-legendarnoy-sovetskoy-podlodki-k3.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Брендовые кроссовки Hoka
Как выбрать мотоэкипировку для соревнований
Незаменимые элементы одежды для активного отдыха и спорта
Семин: самое важное - матч с "Оренбургом", оставшиеся в живых сыграют с "Шальке"
"Сочи" победил по буллитам рижское "Динамо" в матче КХЛ
Лучшее за неделю
Технологии
Segway возвращается – в этот раз с практичным электробайком C80
В Египте нашли идеально сохранившуюся мумию возрастом 2500 лет
Таймлапс с телескопа Хаббл показывает драматическое превращение звезды в сверхновую
В 1930-х в США запатентовали ожившего мертвеца для допроса преступников
НАСА приглашает всех желающих вступить в проект «Планетарный Патруль»