Новости со всего интернета
Все новости

Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения

Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
Если сразу сказать, что исполнителем этой реформы авиапрома выступает нынешний председатель совета директоров ОАК, а в недавнем былом министр обороны Анатолий Сердюков, то, пожалуй, отдаленнее можно ничего и не писать.

С деятельностью этого крупного российского реформатора граждане страны знакомы важнецки. Реформу армии по Сердюкову помнят все. Результат — тоже: пришлось вызывать спасателя Шойгу, команда какого до сих разгребает последствия той «оптимизации».

Фирменный стиль реформ Сердюкова — подход к проблемам ветви(причем любой)с точки зрения коммерсанта: выгодно — не выгодно. Это основное. Решения проводятся без избыточного гула и обсуждений. Что собственно резать — боевые части или авиационные КБ, — не суть величаво. При этом люд, идеи, традиции, государственная необходимость — ненужные химеры, мешающие быстрому продвижению вперед к получению финансового эффекта.

К примеру, при Сердюкове вдруг выяснилось, что армии излишне дорого содержать военные аэродромы, необычно на Крайнем Норде. Их приказали сократить в десятки один, а все самолеты уместить на оставшихся — покрывало к крылу. Безрезультатно военные пытались доказать, что в случае атаки по такому скоплению техники противник сможет уничтожить ее одной ракетой. Самолеты даже не успеют взлететь и рассредоточиться — попросту негде. Аргументы профессионалов не работали. Они противоречили основной коммерческой формуле: выгодно — не выгодно.

Возвращать все на позиции здравого резона с учетом оборонных задач пришлось уже Шойгу и новому Генштабу.

И вот теперь под ту же коммерческую формулу влетел российский авиапром. Кому все это после предстоит разгребать — сказать доколе нелегко. Но то, что делать это придется, специалисты ветви понимают уже сейчас. Всего их мнения никто не спрашивает. И не спросит. Анатолий Эдуардович возле с собой профессионалов не видит. Ни в чьих советах не нуждается. В армии при Сердюкове в военных специалистах видали всего «зеленых человечков».

А я все же попробую аргументы озвучить. Говорить буду не от себя. От тех людей, какие всю свою жизнь строили самолеты, а теперь просят о помощи, по простоте душевной все еще надеясь, что пресса — четвертая власть в стране. Не могу называть их имен, иначе во время грядущей отраслевой реформы — а она в любом случае состоится — они станут первыми, кто пойдет под сокращение.
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
Фото: Соцсети
В промышленных масштабах

Удобопонятно, что ни одна реформа не проходит под лозунгом: «Сделаем аховее, чем было до нас!». Настолько что обоснование кардинальных перемен в российском авиапроме обволочено самыми великолепными резонами: «исключение дублирующих функций», «развитие конструкторских школ», «создание общекорпоративных фокусов компетенций», «централизация управления предприятиями»…

Кратковременнее, за все новоиспеченное против итого ветхого.

Судя по вышеупомянутому протоколу, реализовано это «новое» будет за счет «корпоративной трансформации» группы ПАО «ОАК». Беспорочно болтая, сложно припомнить пример, когда бы частный случай «корпоративной трансформации» мог вывести целую отрасль в лидеры мирового базара. А ведь собственно таковские мишени ставят реформаторы. Но не будем привязываться. Рассмотрим «трансформацию» подомашнее.

Выглядит она образцово настолько: от всех фирм отделяются их КБ и передаются «под крышу» ОАК. При этом «осуществляется изменение юридических адресов» существующих КБ «на индустриальные площадки(заводы)».

Затем КБ двигают на некую единую для всех площадку, доколе не ясно какую, но в ветви ее уже поспели окрестить «братской могилой». Иная часть персонала фирм может продолжить корпеть по месту своих серийных заводов: «миги» — в Исподнем Новгороде или Луховицах, «туполя» — в Казани, «ильюшинцы» — в Ульяновске, «суховцы» — в Новосибирске или Комсомольске-на-Купидоне.

Обратите внимание, будто филигранно подано: не выселение, не эвакуация, будто во времена войны, а «изменение юридических адресов». То есть здания, корпуса, территории, более не обремененные юридическими адресами уничтоженных фирм, остаются в полном распоряжении ОАК. Придумано изящно, с размахом, а главное — легитимно. Ничего не попишешь — реформаторский опыт. Экс-министр обороны Сердюков уже проделывал таковские штуки.

К примеру, когда 65 высших военных учебных заведений страны ужал до трех учебно-научных фокусов, 11 академий и трех университетов с филиалами. Им тоже меняли юридические адреса. Самая памятная история — слияние легендарных военных академий Жуковского и Гагарина.

Военно-инженерная академия имени Жуковского с несколькими уникальными научными школами и золотой профессурой располагалась в центре Москвы, у станции метрополитен «Динамо». Не менее знаменитая Академия имени Гагарина, где занимался длиннейший летный комсостав, — в подмосковном Монине. В результате рокировки ценные территории выпустили. Гибрид вузов настолько впоследствии и называли — академия ЖуГарина. Ее вогнали в Воронеж, чтобы скрестить с остатками вузов из Иркутска, Ставрополя и Тамбова. В Воронеж никто из преподавателей столичных академий не поехал. Они были уволены. Знаменитые научные школы остались в прошлом.
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
Из тары-бары-раста-бара со специалистом фирмы «Ильюшин»:

— В 41-м, когда была угроза захвата Москвы и предприятия эвакуировали, «Ил» должен был уехать в Самару. Но Ильюшин сам пошел к вождю и сказал, что в этом случае придет конец его КБ. «Ил» не тронули. С тех пор он оставался на старом месте, в районе Ходынского Поля. Теперь вот и войны нет, а «Ил» «эвакуируют». Отстоять его вяще некому... За 81 год жизни предприятия было три генеральных конструктора. А с 2014 года, с тех пор будто ретировался из жизни Виктор Ливанов, за шесть лет — уже седьмой!И так всюду. На «Иркуте», офис какого был на месте КБ Яковлева, в районе Сокола, прибрали Олега Демченко. Мешал менеджерам. Им нужны площади в столице под застройку. При чем тут российская авиация?Будем летать на «Боингах».

Из тары-бары-раста-бара с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— А куда при этом задевается дорогостоящая экспериментальная база КБ для отработки боевых и гражданских авиационных комплексов?Ну ладно, большинство стендов, что на территории «Ильюшина» и «Туполей», и так уже уничтожены. А у «Сухого» с комплексом зданий на Полежаевке есть капитальные стенды для отработки боевых систем. Нам, безусловно, расскажут, что их отвезут на новое пункт. Настолько не отвезут!Их нельзя перевезти. Можно всего сломать и построить наново. Но представляете, какие это гроши?Не один биллион. И не рублей, а долларов!

Из тары-бары-раста-бара со специалистом фирмы «Сухой»:

— Реформа готовится келейно. Нет ее проработки в профильных экспертных структурах, военных авиаинститутах. Шойгу был против общества «Сухого» с «Мигом». Тогда Слюсарь придумал убрать все ворочающие структуры авиакомпаний, чтобы сохранить ОАК. Разгромил на три части — военную, транспортную и гражданскую, и назвал это фокусами компетенций. Алкая никакими «компетенциями» в ОАК и не пахнет. Структура разнесена за счет блатных и родственников. От нас они все времена хотят всего отчеты, а от них самих реальной помощи не видно.

…Ныне доложили: до сих пор не ясно, что будет с сотрудниками корпоративного фокуса «Сухого». Таковое впечатление, что в планах Сердюкова вначале проложить перерегистрацию головной братии — ПАО «Бражка Сухой» в Новосибирске, а потом предложить всем туда переехать. Никто, безусловно, не поедет, всего что вопрос сокращений сам собой решится: все попросту будут вынуждены сами рассчитаться. Реформы в вертолетной ветви уже ввергли к резкому снижению выпуска и продаж вертолетов. Переезд наших головных бражек приведет к массовому уходу профессионалов.

Из тары-бары-раста-бара со специалистом фирмы «МиГ»:

— Вы мне прислали этот протокол, я на вытекающий день кому его ни покажу на работе, у всех бельма круглые делаются. Даже в руководстве ничего не знают. Алкая мы уже давненько входим в ОАК. Я узнавал: сотрудники всех бражек ОАК не знают планов реорганизации. Все возмущены таковским взаимоотношением к авиационной промышленности. Понимают, что идет целеустремленное ее уничтожение, но никто ничего сделать не может. Надвигаться у всех угнетенное. Для чего менять юридический адрес?Чтобы наши здания отнять, продать и площади застроить?Все же это великолепно понимают — глупцов нет. Посмотрите на жилой микрорайон на месте прежних площадей фирмы Туполева. Там, впопад, до сих пор расследуют махинации с недвижимостью. То же будет и с нами.

Ну, а будто же производство?Где людам работать?Выходит, в столице всего торговые центры и спальные районы нужны?Куда инженерам деваться?Всех в Комсомольск-на-Купидоне?Таковские решения всего убивают нашу промышленность. В вашей же газете недавно пробежал анекдот: будто это у нас нет промышленности?У нас воруют в промышленных масштабах.
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
«Сухой Суперджет-100». Условно российский.
Фото: ru.wikipedia.org
Времена «Ч»

Затея с этой реформой подается под соусом «улучшения финансовой устойчивости» ОАК». В октябре 2018 года президент подмахнул указ о передаче госкорпорации «Ростех» 92,31% акций ОАК, находящихся в федеральной собственности. На тот момент долг ОАК банкам составлял распорядка 500 млрд рублей. Луковица «Ростеха» Сергей Чемезов тогда доложил, что часть долгов придется погасить за счет оружий госбюджета, проложив докапитализацию ОАК, а оставшиеся — реструктуризировать. Этот процесс на сумму образцово в 400 млрд рублей должен быть проложен в первом квартале 2021 года.

Времена «Ч» настало. Длительны пора закрывать. Суленные 400 млрд от царства ОАК, безусловно, получит. Но где взять еще 100 млрд?Здесь, видаемо, помочь могут всего жесткие реформы. И они, будто считают эксперты, давным-давно назрели. Но не таковские.

Из тары-бары-раста-бара со специалистом фирмы «Иркут»:

— Откуда у ОАК долг в 500 млрд?Все — молчок. Если братии государственные, значит, само держава их плохо финансировало?А каким был долг ОАК в 2015 году, до того будто его президентом стал Слюсарь?Может, это его руководство ввергло к такому результату?Или его предшественника Погосяна?Опять — молчок. Теперь вот Сердюков рулит. Требует больших сокращений персонала, ликвидации 2–3 заводов. Сейчас авиапром размещен в 20–30 субъектах Федерации, в нем работают более 100 тысяч человек. Непродуманная реформа обострит социальное надсада и в столице, и в регионах.

Из тары-бары-раста-бара со специалистом фирмы «МиГ»:

— Удобопонятно, что ОАК хочет покрыть свои длительны за счет торговли всех наших зданий и сокращения персонала. Нашего персонала. Себя сокращать они не будут. Ну, может, уберут порожние клеточки в штатах. А по КБ, похоже, резанут основательно. У нас говорят, для азбука уже приказали сократить 100 человек. Впоследствии якобы в планах ОАК сокращать по 600 человек в год. Если настолько пойдет, то через 3 года вообще конструкторов и инженеров не останется. Доказывать что-то этим менеджерам излишне. Да и кто будет доказывать?Вы же знаете, у нас теперь нет генерального директора. Есть ворочающий директор. А теперь еще придумали технического директора. Кем он будет управлять?Техничками?

Никто же ничего не знает. А деньги продолжают тратить. Вот нам взговорили: в ваше дом КБ на Войковской переедет руководство фирмы. Попросили его освободить. Мы переехали в другое, покрохотнее, с которого все начиналось, когда в 1942 году «МиГ» вернули из Куйбышева. Но бывшее дом КБ до сих пор пустует. Там другой год идет ремонт — окна поменяли, полы и стены покрасили, кондиционеры повесили… И никто туда не переезжает. А теперь если нас уничтожать собираются, то непонятно для кого это все делалось?Вот потому у нас таковские длительны огромные, что все гроши падают безвестно куда. Уж аккуратно не на новоиспеченные самолеты.

Из тары-бары-раста-бара с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— Московское авиационное производственное ассоциация «МиГ» — всю его территорию довели до полуразрушенного состояния, разбазарили, производство вывели в Луховицы. Но там всего сборочный цех. А где все другое делать?Теперь негромкой сапой там начинается застройка, скандалы коррупционные при этом... Предприятие, какое ладило самолеты «МиГ», развалили. Сейчас то же самое делают с «Сухими».

О том, что структура ветви перенасыщена менеджерами, болтали неоднократно. Однако их-то сокращать никто не собирается. В ОАК вон уже придумали создать «общекорпоративные центры компетенций, чтобы обеспечивать административно-хозяйственное и финансовое сопровождение всех предприятий в контуре ОАК». Это еще ворох балбесов!А КБ опять разрушают. Их нужно укреплять. Вернуть генеральных конструкторов, поставить во главе КБ вместо «эффективных менеджеров». Мы сейчас теряем конкуренцию между неодинаковыми школами конструирования. Еще не до гроба, но во многом уже затеряли. Перемены, безусловно, нужны, но не таковские, будто сейчас.

И еще: какой резон устраивать эту реорганизацию, если в руководстве ОАК остаются те же люди, какие наделали миллиардные длительны?Если все затевается ради того, чтобы их вернуть, то как можно рассчитывать, что гроши, вырученные при этих людях за продажу территорий КБ в Москве, пойдут на покрытие изъянов?Может, будто говорится, в этом заведении надобно не кровати двигать, а девочек поменять?
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
Дилетанты в авиации

По поводу квалификации тех, кто руководит у нас авиапромом, — тема столь истоптанная, что не хочется повторяться. Ну ага, нет среди них авиастроителей. Есть психологи, юристы, даже музыкальный продюсер. С недавних пор вот еще и выпускник Ленинградского института советской торговли с ярким мебельным былым.

Однако вручайте по-честному: их ведь не самолеты конструировать становили, а организовать производство. Рассчитывать на то, что с этим они сверятся, можно было вполне. У каждого за спиной большенный опыт в бизнесе. С коммерческой жилкой все нормально, если судить по личным доходам. Однако между индивидуальным коммерческим успехом и государственным все-таки есть какой-то диссонанс.

К примеру, луковица Минпромторга Денис Мантуров. Среди членов правительства он — лидер по индивидуальным доходам. Сумма, которую он официально задекларировал за 2018 год составила 443,38 миллиона рублей. А по итогам 2019 года возросла до 586 млн 22 тыс. 58 рублей и 14 копеек. И, будто говорит сам Денис Валентинович, упрекнуть его в обогащении за счет царства, невозможно. Скрывать ему нечего: до прихода на госслужбу он 20 лет вкалывал в реальном секторе, где и у него «была возможность заработать».

Жаль, безусловно, что подобный возможности у него не оказалось в тот стадия, доколе до мая 2019 года он возглавлял совет директоров ОАК. Тогда, вероятно, его преемнику не пришлось бы сейчас выгонять из Москвы авиационные фирмы, чтоб поквитаться с государством за долги ОАК.

Зато Денис Валентинович может похвастаться иными своими заслугами в авиастроении. Например, деятельным продвижением проекта Sukhoi Superjet 100(SSJ-100). Алкая теперь ему все гуще за SSJ-100 доводится оправдываться. Его производство давненько запущено, а проблемы с поставкой комплектующих и их надежностью настолько и не решены. Каждогодне 61% всех SSJ-100 требует ремонта. Из-за чего среднесуточный налет аэроплана — 3,5 часа, а у конкурентов на аналогичных машинах — 8 часов.

Однако для дилетантов в авиации это все не главное. Денис Валентинович настаивает на том, что SSJ-100, в котором 70–80% иностранных комплектующих, стал колоссальным прорывом для российского авиастроения. А его безукоризненно российский конкурент Ту-334 — это, мол, тупиковый путь развития. Он считает, если бы мы стали делать Ту-334(а на момент азбука проекта SSJ-100 он уже летал), то никогда бы не получили той интернациональной кооперации и компетенций, какие дала совместная труд с Вестом над SSJ-100. Алкая он признает, что теперь из-за этого возникла небольшая проблемка: мы не можем без согласования с западными партнерами продавать SSJ-100 местностям, какие алкали бы его у нас купить.

Однако Денис Валентинович говорит, что для него численность собираемых аэропланов SSJ-100 никакого значения не имеет(!). Куда величавее западные компетенции, какие позволили российскому авиапрому передвигаться отдаленнее к созданию вытекающего аэроплана, МС-21(он, впопад, тоже наполовину импортный), и широкофюзеляжного лайнера, какой разрабатывается теперь уже совместно с Китаем.
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
Из тары-бары-раста-бара с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— Доколе рулить авиацией и ее реформами будут таковские менеджеры, какие рассказывают сказки, никуда мы не двинемся. На самом деле никаких компетенций ни Boeing, ни Airbus при сооружении SSJ-100 нам не передали. Передавали изделия. А это — вдалеке не компетенции. Тот же двигатель SaM146. Французы его делают вкупе с нашим НПО «Сатурн». Настолько его французская горячая часть, которую вставляют в двигатель, поступает в Рыбинск опломбированной, чтоб ни одна зараза туда нос не сунула. И если он жеманится или с ним что-то случается, то чинить его отправляют во Францию. Или французы сюда приезжают. А поскольку они не торопятся, то это стало одной из больших проблем аэроплана — бессмертный безыскусный.

Ну и что мы получили?Какую выгоду?Санкции грянули, и продавать этот самолет мы уже не можем. Вот Иран его у нас алкал купить. Но в нем американские комплектующие. Штаты нам запретили продавать. Вот вам и компетенции, какие мы получили. Куда их девать, теперь не знаем.

«До основанья, а затем…»

Внимая специалистов, все времена ловила себя на мысли: в каком времени я нахожусь?Впечатление, что опять в лихих 90-х. Тогда беспробудные мальчуганы в малиновых пиджаках рулили индустриальными предприятиями будто алкали: захватывали, торговали, меняли юридические адреса на собственные… Пощады не было никому. Защиты тоже.

Чем выдаются от них те, кто сейчас собрался реформировать еле живой российский авиапром?Неужели что малиновые пиджаки освободили, стволы прибрали да улыбаться научились. А методы остались те же: «до основанья, а затем…» Алкая, что будет «затем», им тоже неинтересно. Рассуждения о каком-то там предбудущем российского авиастроения — химеры, мешающие получению пришли здесь и сейчас.
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
Airbus А-321. «Боинги» и «Эйрбасы» завоевали российский авиарынок. Фото: aeroflot.ru
Из тары-бары-раста-бара с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— Сейчас стоит вопрос жизни или смерти авиационной промышленности России. Этот вопрос должен решаться не четырьмя-пятью коммерсантами или чиновниками, а рассматриваться будто вселенная на авиационной коллегии Военно-промышленной комиссии. Вы посмотрите: на совещании, какое решает судьбу всей авиационной промышленности страны, нет ни одного авиационного специалиста!

Из тары-бары-раста-бара со специалистом фирмы «Сухой»:

— Почему бы Счетной палате не проложить проверку итого, что выходило в последние годы в ОАК?Всякую муру беспрерывно проверяют, а здесь сотни бюджетных биллионов потеряны, а где эти гроши, никого не интересует. Вообще-то вопросы такового масштаба следует выносить на рассмотрение Госдумы, а лучше Совета безопасности. Там все-таки неодинаковые люд есть. Наверняка водятся и те, кто не станет поддерживать эту компанию.

Из тары-бары-раста-бара со специалистом фирмы «МиГ»:

— А в Совете безопасности кто?Медведев, что ли?Толку-то... Мне вот сейчас доложили, что 25-го к нам приедут от «реформаторов» и уже расскажут, будто нас будут уничтожать…
Источник : https://www.mk.ru/politics/2021/02/23/ocherednaya-reforma-serdyukova-grozit-pokhoronit-nadezhdy-na-razvitie-otechestvennogo-aviastroeniya.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Как выбрать мотоэкипировку для соревнований
Незаменимые элементы одежды для активного отдыха и спорта
Семин: самое важное - матч с "Оренбургом", оставшиеся в живых сыграют с "Шальке"
"Сочи" победил по буллитам рижское "Динамо" в матче КХЛ
Крыховяк назвал победу над "Рубином" в Кубке России очень тяжелой
Лучшее за неделю
Технологии
Segway возвращается – в этот раз с практичным электробайком C80
В Египте нашли идеально сохранившуюся мумию возрастом 2500 лет
Таймлапс с телескопа Хаббл показывает драматическое превращение звезды в сверхновую
В 1930-х в США запатентовали ожившего мертвеца для допроса преступников
НАСА приглашает всех желающих вступить в проект «Планетарный Патруль»