Новости со всего интернета
Все новости

Судный день в Баку. История самой страшной катастрофы в истории метро

Судный день в Баку. История самой страшной катастрофы в истории метро
За полтора столетия, прошедших с момента запуска первой линии в Лондоне, метрополитен пережил немало катастроф будто техногенного норова, настолько и спровоцированных жестокий волей человека.

Подземка для жемчужины Закавказья



Однако крупнейшая в истории этого облика транспорта трагедия осталась малоизвестной. Публикации мировых СМИ о ней ввек не изобиловали деталями. И до сих пор немало тех, кто отнекивается верить в официальную версию приключившегося.

Разговоры о том, что в жемчужине Советского Закавказья — Баку — начались еще в довоенный стадия. В 1949 году Совет Министров СССР утвердил постановление о начале проектирования подземки в столице Азербайджанской ССР. Технический проект первой очередности Бакинского метрополитена был готов в 1951 году. Тогда же начались и строительные работы, какие оборвали спустя два года из-за дефекта финансирования и тяжёлых гидрогеологических обстоятельств.
Судный день в Баку. История самой страшной катастрофы в истории метро
Вопрос-ответ

Почему приключилась авария в московском метрополитен 15 июля?

К реализации проекта вернулись спустя семь лет. На сей один девало пошло успешнее, и 6 ноября 1967 года, к 50-летию Октября, был открыт начальный пусковой участок первой очередности протяжённостью 6,25 км, какой заключался из 5 станций: «Баксовет»(ныне «Ичери Шехер»)— «26 Бакинских комиссаров»(ныне «Сахил»)— «28 Апреля»(ныне «28 Мая»)— «Гянджлик» — «Нариман Нариманов».

Скрытые проблемы



Метрополитен в Баку стал пятым на территории СССР после Московского, Ленинградского, Киевского и Тбилисского. К моменту распада монолитной страны бакинская подземка уже владела две линии. Заключительным величавым событием в истории метрополитен в советский стадия стало открытие в апреле 1989 года двух новых станций красной ветки — «Халглар Достлугу» и «Ахмедлы».

Когда Азербайджан провозгласил независимость, метрополитен в Баку являлось уже величественнейшей частью транспортной системы столицы. И какие бы потрясения ни выходили вкруг, бакинцы на метрополитен ездить не переставали.

При этом проблемы самого метрополитена оставались в тени. Экономические проблемы вынудили надолго забыть о вводе новых станций. Не было возможности обновлять маневренной состав. Из-за распада СССР и нестабильной обстановки возник стремительный отток высококвалифицированных кадров.

«Я ему говорю: «Какая разница, где умирать?»



Ввечеру 28 октября 1995 в Бакинском метрополитен был всегдашний для этого времени час пик. Поезда выступали переполненными людами, влекшимися после работы поскорее попасть домой. Близ 18:00 состав из пяти вагонов отошел от станции «Улдуз» в течении станции «Нариман Нариманов». Поезд миновал по туннелю близ 200 метров и вдруг встал.
Судный день в Баку. История самой страшной катастрофы в истории метро

Станция бакинского метрополитен «Улдуз». Фото: РИА Новости/ А. Ганюшин
Один-одинехонек из пассажиров аварийного состава, 45-летний житель Баку С. Гусейнов, рассказал журналистам: «Будто всего поезд ввалился в туннель, я завидел вспышку. Пламя облапило вагон поезда, был звук раздолбанного стекла, и погас свет. Люд взялись выбивать окна, чтобы выбиться. Мы взялись задыхаться».

Еще один-одинехонек свидетель, потерпевший во времена ЧП, в больнице повествовал: «Машинист побежал в конец первого вагона, вероятнее итого, открыть двери. Двери он открыть не сумел, а когда возвращался, потушился свет. В первом вагоне началась паника. Я будто один сидел близ двери, восстал, быстренько среагировал, говорю, возле молодой парень был: «Внимай, поддержи, разинем дверь». Он говорит: «Там ток, убьет». Я ему говорю: «Какая разница, где умирать?».

Возгорание приключилось в третьем вагоне состава, затем огонь перекинулся на четвертый. Люд вопили от ужаса. Света не было, туннель заволокло непроницаемым дымом. Отделка вагонов, построенных в гробе 1960-х годов, была выполнена из легковоспламеняющихся и горючих материалов, выделяющих при горении токсичные вещества.

Цепочка мертвых тел



Одних пассажиров буквально затаптывали в давке, иные теряли разум от токсичного дыма, третьи сгорали в жаре. Близ 40 прахов впоследствии найдут в туннеле — одним не хватило дыхания, чтобы выбиться из западни, иные в мгле хватались за силовые кабели, получая летальный удар током.
Судный день в Баку. История самой страшной катастрофы в истории метро
Статья по теме

«Это был конец света». Эскалатор покалечил россиян в метрополитен Рима

Пожарные получили сигнал о возгорании в метрополитен образцово сквозь 20 минут после азбука трагедии. При этом никто пересудом не осведомил, что собственно приключилось. Пожарным потребовалось времена на проведение рекогносцировки. К тому же тушение в таких условиях было вероятно всего с использованием для дыхания баллонов с кислородом.

Сообразно докладу пожарной охраны, огонь удалось погасить в 19:05. После ликвидации пожара весь индивидуальный состав, привлечённый к тушению, совместно с индивидуальным составом полка партикулярной обороны занимался эвакуацией пострадавших. Истина, свидетели уверяли, что в реальности подавлять ключи жара пришлось несколько часов.

Адово оборот «горы трупов» в настоящем случае было отнюдь не образным. Тела погибших выносили нескончаемым потоком. Жертвами трагедии стали 286 пассажиров возгоревшегося состава, из них 28 ребятенков и 126 баб. Также погибли трое спасателей, работавших в туннеле. 270 человек получили ранения, ожоги и отравления.

Поганейший день в истории метрополитена



Президент Азербайджана Гейдар Алиев особенным указом обнародовал в республике общенациональный трехдневный траур. Похороны жертв оплатило держава, дом погибших выплатили по 1 миллиону манат.

289 погибших — ни одна авария в вселенский истории метрополитена не уносила столько жизней.

В 1982 году, во времена обросшей слушками аварии на станции метрополитен «Авиамоторная» в Москве, погибли 8 человек и 30 получили ранения.

Во времена крушения в 2014 году на пролете между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» погибли 24 человека, 200 получили ранения.
Судный день в Баку. История самой страшной катастрофы в истории метро
Кровь в метрополитен. Ужас «Славянского бульвара» затмил кошмар на «Авиамоторной»
Детальнее
В феврале 2003 года крупный пожар в метрополитен южнокорейского Тэгу, вытребованный поджогом, унес 198 жизней. Однако даже этот чудовищный случай не поспорит с бакинской аварией.

В 1990-х модно было все списывать на советское наследство. И тут чиновники тоже командируй этим путем. Аббас Айдын оглы Аббасов, начальный вице-премьер правительства Азербайджана, заявил: «Устаревшая система метрополитен, оставшаяся в наследство от советской эпохи. В советские времена не очень-то заботились о безопасности пассажиров, и поэтому типовые электрички, гоняющие по тоннелям на всём пространстве бывшего СССР, не снабжены надлежащей системой безопасности. В бакинском метрополитен ездят таковские развалюхи, в какие попросту боязно садиться».

Кара «стрелочников»



Вот всего вагоны той же серии, что и сгоревшие, в ту пору использовались на все постсоветском пространстве, вводя Москву, однако нигде не выходило ничего подобного.

Эксперты, расследовавшие причины аварии, опамятовались к выводу, что все началось с загорания тягового двигателя. Таковские аварии в метрополитен временами случаются, однако, будто правило, к жертвам не приводят. В том случае, если в метрополитен работает обученный персонал, готовый к деяниям при нештатной ситуации.
Судный день в Баку. История самой страшной катастрофы в истории метро
Статья по теме

ЧП столичного масштаба. Техногенные катастрофы на транспорте в Москве

28 октября в Баку получилось иначе. Вместо того, чтобы на малой скорости вывезти состав к платформе, где можно было обеспечить оперативную эвакуацию людей и тушение пожара, машинист застопорил состав в туннеле. Диспетчер, получив сигнал о пожаре, не освободил надсада с силового кабеля. О вентиляции в туннеле вообще не вспомянули.

Машиниста и диспетчера отдали под суд — их приговорили к 10 годам лишения свободы всякого.

А на другие вопросы никому не хотелось отвечать. Ведь ремонтировать маневренной состав было, во-первых, не на что, а во-вторых, некому. Неподготовленные люд вкалывали там, где не должны были работать. Зато в абсолютном соответствии со временами советского застоя о катастрофе старались крохотнее говорить и поскорее забыть.
Источник : https://aif.ru/incidents/sudnyy_den_v_baku_istoriya_samoy_strashnoy_katastrofy_v_istorii_metro
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Незаменимые элементы одежды для активного отдыха и спорта
Семин: самое важное - матч с "Оренбургом", оставшиеся в живых сыграют с "Шальке"
"Сочи" победил по буллитам рижское "Динамо" в матче КХЛ
Крыховяк назвал победу над "Рубином" в Кубке России очень тяжелой
Ильин: ничья со "Спартаком" в Кубке России в нашу пользу
Лучшее за неделю
Технологии
Segway возвращается – в этот раз с практичным электробайком C80
В Египте нашли идеально сохранившуюся мумию возрастом 2500 лет
Таймлапс с телескопа Хаббл показывает драматическое превращение звезды в сверхновую
В 1930-х в США запатентовали ожившего мертвеца для допроса преступников
НАСА приглашает всех желающих вступить в проект «Планетарный Патруль»