Новости со всего интернета
Все новости

Боевой генерал призвал изменить подготовку российских вертолетчиков

Боевой генерал призвал изменить подготовку российских вертолетчиков
- Анатолий Васильевич, получается, вы предназначались вкупе с легендарным Командующим армейской авиацией, Героем Советского Альянса Виталием Егоровичем Павловым?

- Его последователь и преемник. Мы начинали вкупе воевать еще в Кабуле. Он там был командиром полка, а я заместителем командира эскадрильи, а впоследствии – комэском. Мы с ним миновали сквозь четыре войны.

- Будто оцениваете роль и пункт современной армейской авиации?

- Это могучий род авиации в составе Воздушно-космических сил, какой изображает во многих моментах определяющим. Есть авиация, выполняющая стратегические задачи, оперативные или тактические. Почитается, что вертолеты, поддерживающие войска на поле боя – это тактический уровень. Однако я вам попкам вопрос: в Чернобыле армейская авиация какие задачи выполняла и выполнила?Тактические?Или все же стратегические - по масштабу и важности?Ведь, по сути, выступала речь о спасении мира, ну, или народонаселения многих местностей от гигантской технологической катастрофы. Спасение мира – тактическая задача или стратегическая?

- Ага, пожалуй, разделение авиации на большую и маленькую условно…

- А взять Афганистан. По признанию выводившего войска командующего 40-й армией генерала Бориса Всеволодовича Громова, без армейской авиации деяния могуществ в Афганистане были бы невозможны. Это дословно. И это взаправду настолько. В Сирии сейчас тоже выполняет величественнейшие задачи армейская авиация.

Не невзначай один-одинехонек из лозунгов армейской авиации звучит настолько: «Никто, нигде, ввек без нас». Ни одно из силовых ведомств не может выполнять сейчас задачи без вертолетов. И сами ребята, какие на земле выполняют задачи, головы не поднимут, не услышав рокота наших винтокрылых машин.

- Чем запомнился Афганистан?

- В куцем контингенте было несколько сотен вертолетов  неодинакового направления. Численность менялась. Выполняли задачи огневые, десантно-транспортные, агентурные, особенные. Утилитарны весь спектр.

Первыми Героями Советского Альянса в Афганистане были вертолетчики. И это не невзначай. Вячеслав Гайнутдинов и Василий Щербаков получили это звание 18 августа 1980 года.

Настолько сложилось, что в Афганистане собраны все неблагоприятные для применения вертолетов факторы: возвышенные температуры, великое превышение над уровнем моря, запыленность взлетно-посадочных площадок, сложная их конфигурация. И основное – возможность обстрела противником на любых этапах полета, даже на стоянке, днем и ночью. То есть авиаторы были в беспрерывном усилии, где бы ни находились. 

Вертолет, в общем-то, капля защищенный объект. Например, вертолет непосредственной поддержки могуществ на поле боя Ми-24 конструировался для борьбы с бронированными мишенями с передней полусферы. Причем для применения на европейском театре военных деяний. А в Афганистане противник тебя мог обстрелять и снизу, и сверху, и сбоку. Ни один-одинехонек бранный вертолет в мире не защищен снизу и сверху. Сбоку какая-то панцирь может быть. И то, от пуль калибра 7,62 мм, не от крупного калибра.

Есть бездна образцов самоотверженности вертолетчиков, какие спасали бойцов, будто правило, рискуя при этом жизнью. Например, мой товарищ, полковник Александр Максимович Райлян получил Героя Советского Альянса за то, что ночью летал в горы за ранеными. И это не владея нынешнего оборудования для ночных полетов. Находи, наощупь, в горах, где мощность двигателей снижается с подъемом на высоту. И все это под обстрелом.

Наша чета выполнила одиннадцать спасательных операций за год. Вытаскивая раненых и убитых из-под носа ворога. В той же Пандшерской операции. Бездна случаев, когда вертолетчики выполняли таковские задачи, орудуя по принципу - сам погибай, а товарища вывози.

Я уж не говорю про наиболее нелегкие и опасные огневые задачи или про вылеты на десантирование, спасательные операции. Вкалывали со спецназом, когда буквально из-под носа противника, из непосредственного боевого соприкосновения, приходилось вытаскивать бойцов.

Всегдашне спецназовцы сидят где-нибудь в засаде, и всего когда их уже вскрыли, обложили, будто волков, и идет баталия, они выходят в эфир и кричат: «Ребята, выдергивайте!».

У нас в эскадрилье на этом специализировался командир звена Анатолий Сергеевич Коршунов. Он с ними вкалывал. Были эпизоды, когда буквально в 100-150 метрах от противника приходилось вытаскивать из-под жара спецназовцев. Сам под жаром. Приземлялись - в кабине несколько раненых, и дырок полно в машине. Продырявлена, будто дуршлаг.

Это важнецки, что Ми-8 – машина двужильная и верная. Бессчетно один вывозила. Продырявлена насквозь. По 80 пробоин привозили. Однако долетали.

Были эпизоды такового рода не один. Запоздалее, уже в Чечне Владимир Алимов вытаскивал экипаж и десантников. Перегрузил и под жаром, однако все-таки всех вытащил. На продырявленной машине дошел до аэродрома. Впоследствии получил Героя России.

Психологически все это очень сложно. Представьте себе: ты чувствуешь себя мухой на длани исполина, и не знаешь, когда он сожмет эту ладонь. Надобно выдержку иметь. По тебе стреляют в упор, а ты ждешь, не имеешь лева взлететь, доколе всех не забрал. Таковские эпизоды в Пандшере были.

- Главнейший задание для вертолетчиков в Афганистане?

- Во-первых, расширено было понимание того, что может вертолет. Афган дал понимание, что возможности вертолетов Ми-24 и Ми-8 гораздо машистее, чем это считалось. Была изменена наставление экипажу.

Когда боевая обстановка потребовала, и на Ми-8, и на Ми-24 выполняли таковские фигуры пилотажа, таковские заходы и посадки, какие невозможно было смоделировать на равнинных полигонах в Альянсе. А в Афганистане, чтобы выполнить задачу и остаться в живых, приходилось этим заниматься.

И с изумлением пилоты выказывали, что многое, оказывается, можно делать. И взлетать с переднего колеса, и посадку выполнять на площадки субъекта «лезвие», «столб», «кастрюля», «карниз» и т.д. И на пыльную площадку по-другому можно заходить. И выполнять атаки наземных круглее с применением бортовых оружий поражения с пикирования, с «горки», кабрирования, с других сложных фигур.  

Это оказалось вероятным. Стали исподволь учить других. В начале афганской эпопеи при ротации летного состава было настолько: пришедшим в Афган новеньким заменяющиеся покажут маневры, и, будто говорится, отдаленнее ковыряйтесь сами. Однако впоследствии уже сделали центр подготовки к Афганистану в Чирчике. Стали готовить перед заходом в Афганистан, обучать новоиспеченным маневрам, тактическим приемам.

Афган дал то, что реальный бранный опыт завели не менее 80% всех военных вертолетчиков Альянса. Та психологическая устойчивость, которую они завели в условиях боевых деяний, когда по тебе стреляют, дорогого стоит. Такую устойчивость завести не попросту. Не все выдерживали этот испытание. Афган дал определенную закалку. И летный состав армейской авиации таковое качество завел.

Сквозь кое-какое времена некто рассчитался, некто перебежал в другую должностную категорию. Впоследствии Чечня началась первая, впоследствии вторая. Там были иные обстановка и иные уроки. Я уверен, что сейчас Сирия даст тоже опыт. Всякая брань имеет свою специфику. У меня за плечами четыре войны. И всякая отличалась дружок от дружка. Вручала найденный опыт.

- Будто техническую оснащенность современной армейской авиации оцениваете?

- Отрадно, что год от года бранный потенциал армейской авиации возрастает. В войска идут машины новоиспеченного поколения, новых субъектов, с новоиспеченной комплектацией бортового радиоэлектронного оборудования. Сейчас большую составляющую боевого потенциала вертолета составляет будто один бортовое радиоэлектронное оборудование.

Численность машин, какие закупаются для частей армейской авиации - не идет ни в какое сравнение с 90-ми годами, лихолетьем, какое пережили тогда все Вооруженные силы. Пай новоиспеченной современной техники в войсках повышается.

Надобно чтобы уровень техники отвечал уровню подготовленности летного состава, какой ее эксплуатирует. Величавая задача – подготовка летного состава к освоению новых авиакомплексов в абсолютной мере. Потому что техника пошла очень занимательная, я бы взговорил.

Нам, ветеранам, доводится всего завидовать, глядя на нее на авиасалонах. Видая, какое вооружение сейчас составляет основу бранный вертолетной техники, какие устройства существуют сейчас для успешного выполнения боевых задач, повышения безопасности полета, защищенности экипажа от жара противника.

- В сравнении с вертолетной техникой НАТО мы выглядим не аховее?

- Новейшие наши образцы, какие поступают на вооружение, ни в чем не уступают самым авангардным, в том числе американским. Нынешние версии наших вертолётов Ми-28Н, Ми-28НМ, Ка-52 не аховее ударных американских вертолетов, какие в мире почитаются самыми продвинутыми. По авиационным оружиям поражения наши вертолеты по раздельным параметрам превосходят западные образцы. По броневой защищенности, выживаемости тоже превосходят. В бортовом радиоэлектронном оборудовании по кое-каким позициям нам предстоит кое-что дорабатывать. Однако не радикально.

- В этом году было несколько ЧП с вертолетами. Будто правило, по вине авиаторов. Какой можно дать совет в плане их подготовки?

- Совет дам. В свое времена в стороне было три училища, какие кухарили вертолетчиков для всех силовых ведомств – Минобороны, в том числе ВМФ, Внутренних могуществ МВД, Погранвойск, МЧС.

Сейчас в стороне нет ни одного самостоятельного училища, какое занималось бы подготовкой вертолетчиков. Есть всего Сызранский филиал Краснодарского летного училища. Краснодарский вуз готовит авиаторов для всех родов авиации – оперативно-тактической, дальней, военно-транспортной, ну и армейской, то есть вертолетной. 

Не думаю, что это целесообразно. Филиал век аховее работает, чем самостоятельный вуз. Вертолетное училище не надлежит быть в роли пасынка. Отдельный вуз, отвечающий надобностям армейской авиации, мог бы более целеустремленно готовить вертолетчиков. Надобности в специалистах-вертолетчиках все возрастают. По идее, надобно даже не одно раздельное училище для их подготовки. Тогда качество выпускников будет возвышеннее. Практика во всем мире подсказывает это.

- Потому что пилотирование аэроплана и вертолета принципиально выдаются?

- Безотносительно. Коренным образом выдаются аэродинамика, конструкция, обстановка эксплуатации. Я уж не говорю про технику пилотирования на аэроплане и вертолете.

Случаев, когда авиатор с истребителя пересаживался после переучивания в кабину штурмовика, бомбовоза или транспортника, не неплотны. А вот чтобы самолетчик переучился на вертолетчика – таковские случаи не дробно бывают. И мне не приходилось наблюдать, чтобы впоследствии подобный пилот по уровню мастерства догнал бы с « безукоризненным вертолётчиком», будто у нас встречено говорить.    

Это диаметрально обратные навыки в моторике, какая вколачиваются курсанту с самого азбука. На вертолете одновинтовой схемы, например, с прущим и кормчим винтами, безнаказанно невозможно тронуть ни один-одинехонек орган управления – ни ручку, ни педаль, ни рычаг шаг-газа. Все взаимосвязано. Мы координированно выполняем все движения, дозированно, с найденной амплитудой, частотой, течением. Можно сказать, что эти навыки вертолетчику прививаются изначально. Такового и вблизи нет на аэроплане.

Есть, безусловно, авиационные науки, какие характерны для любых родов авиации. Например, физика, математика, сопромат, метеорология, какие необходимы для понимания в авиации.

Однако аэродинамика полета аэроплана и вертолета коренным образом выдаются. Настолько же, будто конструкция летательных аппаратов, техника пилотирования, тактика боевого применения, система управления эскадрильями и полками, обстановка базирования. Поэтому, извините, эту специфику надобно понимать.

- Лет 15 назад армейскую авиацию, какая подчинялась Сухопутным сильям, передали в ВВС. Это оптимальный вариант?

- Я будто один возглавлял армейской авиацией на переходном этапе. Когда она из Сухопутных могуществ передавалась в состав ВВС. Очень нелегко было внушить командующим авиационными объединенями мысль о том, что один-единственный экипаж вертолета, вкалывающий в отрыве от базы, может принести им проблем гораздо вяще, чем авиационные дивизии, вкалывающие со стационарных аэродромов в штатном порядке. Надобно понимать специфику. А особенностей бессчетно.

Доколе мы в центральном аппарате эти истины не вдолбили в головы, доколе авиационные командиры не осмыслили особенности деятельности и применения нашего рода авиации, были проблемы на начальном этапе. Сейчас этого понимания гораздо вяще у авиационных командиров и шефов. И уж во всяком случае, вяще, чем было у непосредственных сухопутных шефов, когда армейская авиация подчинялась Сухопутным сильям.

- Временами возникают идеи о возвращении армейской авиации возвратно Сухопутным сильям или передаче в ВДВ. Будто к этому относитесь?

- Я выскажу индивидуальное взгляд. Существует специфика применения всякого облика вооружения и, полагаю, что «хозяин», в руках какого будет это оружие, важнее понимает эту специфику. Без этого понимания – дожидайся беды.

Сколько было таких образцов, когда некомпетентность в применении рода могуществ или рода авиации приводила к весьма печальным, гибельным последствиям и к большущим проблемам в функционировании системы вооруженной борьбы в круглом. Если ложно применять один-одинехонек род могуществ, внешность Вооруженных сил, то это может иметь гибельные последствия для всей системы вооруженной защиты царства.

Величаво избежать ошибочного подхода со стороны общевойсковых шефов к применению вертолетов. Всякий хочет во дворе иметь собственную технику. Будто говорится, подать «Волгу» к подъезду!». Подобный подход был популярен был у представителей Сухопутных могуществ, когда им подчинялась армейская авиация. Однако необходимо понимать, чтобы один-одинехонек вертолет летал, надобно великое численность оружий наземной техники, раскрученная инфраструктура.

Авиация – дама дорогая. Не все понимают, как дорогая и как бессчетно с ней возни. Поэтому целесообразнее, чтобы система была в одних руках.

- С техникой, будто я понимаю, в армейской авиации проблем нет. А над чем надобно работать?

- Курс развития армейской авиации удобопонятно военному руководству. Вопрос в том, как экономические возможности царства позволяют будто можно бойче насытить войска новейшими манерами вооружения. Доколе многое получается. И это не может не радовать.

Я бы посоветовал еще в нынешних непростых условиях главам всех уровней учитывать людской фактор, возросшие сложности взаимодействия в системе «человек – машина». Надобно учитывать возможности летного состава по нагрузкам, в том числе плотским, психологическим.

Недужный вопрос - повышение престижности летного труда. К сожалению, нет видимых привлекательных стимулов для молодежи, чтобы выступать в авиацию. Не снимается хороших кинофильмов. Про авиацию, авиаторов вообще кинофильмов не снимается.

Не популяризируются книжки, написанные про авиаторов, авиацию. Нет системы пропаганды привлекательности специальности авиатора. Денежный фактор тоже не срабатывает. Не настолько бессчетно получают авиаторы, по сравнению с сухопутными или военно-морскими офицерами. Финансовый стимул сгодился бы.

Был план в свое времена в Минобороны по повышению привлекательности службы летного состава. План достопримечательный. Если бы он еще и реализовывался, было бы здорово.
Источник : https://www.mk.ru/politics/2020/10/28/boevoy-general-prizval-izmenit-podgotovku-rossiyskikh-vertoletchikov.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Незаменимые элементы одежды для активного отдыха и спорта
Семин: самое важное - матч с "Оренбургом", оставшиеся в живых сыграют с "Шальке"
"Сочи" победил по буллитам рижское "Динамо" в матче КХЛ
Крыховяк назвал победу над "Рубином" в Кубке России очень тяжелой
Ильин: ничья со "Спартаком" в Кубке России в нашу пользу
Лучшее за неделю
Технологии
Segway возвращается – в этот раз с практичным электробайком C80
В Египте нашли идеально сохранившуюся мумию возрастом 2500 лет
Таймлапс с телескопа Хаббл показывает драматическое превращение звезды в сверхновую
В 1930-х в США запатентовали ожившего мертвеца для допроса преступников
НАСА приглашает всех желающих вступить в проект «Планетарный Патруль»