Новости со всего интернета
Все новости

Скандал вокруг царской семьи мешает устоявшемуся бизнесу РПЦ

Скандал вокруг царской семьи мешает устоявшемуся бизнесу РПЦВыгодный, однако проблематичный бренд
сегодня в 15:04, просмотров: 5186
17 июля 2018 года исполняется 100 лет со дня расстрела семьи заключительного российского императора Николая II.

В 2000 году Русская православная церковь канонизировала царскую семью в лике страстотерпцев. Канонизация будила большущие сомнения у многих, однако была продавлена для величавой мишени: грядущего общества с РПЦЗ — эмигрантской частью Русской церкви, теми, чьи деды летели от советской власти и для которых признание царской семьи святыми было величественнейшим обстоятельством для переговоров(РПЦЗ канонизировала царя еще в 1981 году).

Было удобопонятно, что в качестве императора Николай Романов не излишне подходил для канонизации: таковое провальное правление не вписывалось в лик «благоверного царя», какой бы утвердил триумф православия. Поэтому канонизировали в специальную «рубрику» — страстотерпцев, то есть тех, кто смиренно и беззлобно встретил насильственную кончину. Таковскими страстотерпцами в древности были святые князья Борис и Глеб, убитые старшим братом Святополком в начале XI века. Однако в принципе таковыми же были в ХХ веке и тысячи простых русских крестьян, монахов, батюшек, интеллигентов, «буржуев» и проч., какие влетели под «красное колесо» большевистского, а впоследствии — сталинского террора.

Однако то простые люд, а тут царь. «Нет власти, а́ще не от Бога» — на этом принципе строились взаимоотношения церкви и царства, начиная с четвертого века, со времен Константина Великого.(Абсолютная цитата из Послания апостола Павла к Римлянам, 13:1-2: «Всякая давя ага будет покорна длиннейшим волям, ибо нет власти не от Господа; бытующие же власти от Господа установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».)И будто бы либеральные богословы ни виляли при толковании этой фразы из Писания — мол, водится в виду, что всего та власть легитимная и взаправдашняя, если она «от Бога», то есть поступает по Божьим законам, — однако на деле и иерархи, и сами правители(не всего в России)разумели эту фразу всего настолько — будто оправдание власти самой по себе: один власть — значит, от Господа.

Собственно поэтому Русская церковь недолго нюнила(а важнее, вообще утилитарны не нюнила и не огорчалась), когда большевики расстреляли царя и его семью. Николай сам отказался от власти, властью стали большевики, Ленин, а значит, они стали «от Бога». Ну а то, что они гнали и расстреливали самих церковников, — это стали толковать будто «Божье наказание», «бич Божий» — за грехи.

Однако кончилось советское времена, и началась воля девяностых годов ХХ века. Власть стала какая-то диковинная, на РПЦ давить перестала — жительствуйте сами будто хотите.

А тут еще и в 1991 году в Поросенковом логе возле Екатеринбурга вскрыли останки царской семьи, а в 2007-м там же, однако чуть в палестине, нашли останки царевича Алексея и княжны Марии. Останки царской семьи в итоге были захоронены в Петропавловском соборе Петербурга(17 июля 1998 г.), а останки этих двух ребятенков до сих пор не захоронены. Несмотря на все генетические и прочие экспертизы, доказавшие подлинность останков, РПЦ уперлась и отказалась признавать их «святыми мощами». РПЦ продолжает держаться версии, что трупы царской семьи и их подданных были сожжены и сброшены в шахту в Ганиной Яме. В итоге на месте «сожжения» возник мужской монастырь, какой стал крупнейшим «царским» брендом не всего для Екатеринбурга, однако и для всей РПЦ.

Среди маргинальной части русского православия в заключительные три десятилетия одним из основных идеологических течений стало курс, какое сектоведы наименовали царебожием. Его короткая суть — в том, что царя Николая называют «соискупителем» Русской земли. Мол, Христос загладил на Голгофе грехи всех людей, однако царь Николай добавочно загладил грехи русских — тех самых, какие закончили жутчайший грех — цареотступничество. И, мол, все беды в нашей стороне собственно отсюда: предали царя, позволили его убить. Поэтому, призывают царебожники, всем надобно массово покаяться за грехи дедов и почитать царя Николая чуть ли не наряду с Христом.

Официальная РПЦ открещивается от этого учения, величая его ошибочным, еретическим, однако проблема в том, что последователей царебожия(может быть, в более мягких формах)очень бессчетно. Бессчетно среди монашества, среди всяких «старцев» — самозваных учителей этого течения, у которых бессчетно последователей; немало таковых среди священства и мирян.(Разумеется, все знают о медийной царепоклоннице — депутате Наталье Поклонской, у коей в монастыре под Екатеринбургом даже есть духовник-царебожник, некий «старец» Сергий Романов, человек с большущими связями и воздействием в определенных кругах.)В итоге с ними почитаются — будто вселенная терпят, необычно если лидеры царепоклонства не забывают делиться с официальной РПЦ доходами.

В то же времена сама патриархия деятельно развивает бренд «царская семья». На месте снесенного дома Ипатьева, в каком была расстреляна дом Романовых, теперь огромный храмовый комплекс. Монастырь на Ганиной Яме — величественнейшее пункт паломничества поклонников царской семьи не всего со всей России, однако и со итого мира. Гроши там льются рекой, поэтому и проблематично для РПЦ взять и согласиться с тем, что они ошиблись с местом, — это может разрушить весь бизнес. Впопад, мемориал в Поросенковом логе, обделанный энтузиастами, церковью игнорируется: там стоят всего чета крестов на месте захоронений ага небольшие памятные камни, на которых написано о том, что здесь эти захоронения были. По сути, РПЦ однажды придется признать, что уже бессчетно лет она попросту плевала на доказанную научно правду ради своих коммерческих и идеологических интересов.

Каждогодне в ночь на 17 июля из Екатеринбурга в монастырь на Ганиной Яме двигает многотысячный торжественный крестный ход. Впопад, пресс-служба патриарха сообщает, что в этом году «патриарх Московский и всея Руси Кирилл индивидуально возглавит кортеж ночного крестного хода до монастыря Святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма в ночь с 16 на 17 июля». Антипатично будет объяснять людам, что ходили капельку не туда, идя мимо реального места захоронения. Что уж говорить о «марафонских забегах» до Ганиной Ямы, какие устраивает здешняя епархия…

Однако дельцы на трагедии идут отдаленнее: не начальный год в церковных киосках продаются конфеты под названием… «Ганина Яма». Еще один: остановитесь тут и медлительно пробегите. Постарайтесь, чтобы вас не стошнило.

Однако бренд связан не всего с монастырем и останками. Сама царская дом преподносится будто образец взаправдашней православной семьи, на которую надобно всем равняться, несмотря на то, что Николай был подкаблучником, а царица Александра отличалась убийственной для страны привязанностью к Распутину и повышенной степенью истеричности. Настолько, император однажды взговорил Столыпину, какой настаивал на удалении Распутина: «Важнее десять Распутиных, чем одна истерика императрицы». Однако бренд «идеальная благочестивая царская семья» продолжает продвигаться в церковных книгах, сотнях статей, на телевидении, на эту тему в РПЦ нескончаемо проводятся конференции, круглые столы и т.п.

И все девало тут собственно в том, что Романовы были царями. Будь они же коммерсантами или дворянами(или, не дай Господь, мещанами или крестьянами), при прочих равных условиях их благочестие и семейная жизнь никого бы не интересовали и не вдохновляли.

В официальном документе о канонизации царской семьи взговорено: «Подводя итог изучению государственной и божественной деятельности заключительного Российского Императора, Комиссия не нашла в одной этой деятельности достаточных оснований для его канонизации.(…)…представляется необходимым подчеркнуть, что канонизация Венценосца никоим образом не связана с монархической идеологией и, тем более, не обозначает «канонизации» монархической формы правления»(«Основания для канонизации царской семьи». Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых).

Однако времена таких определений миновало почитай двадцать лет назад. Сейчас вновь все более популярными становятся мечты о «самодержавном монархе», возрастает пиетет перед «сильной властью», под сенью коей церковь привычно чувствует себя тепло и уверенно. Воля девяностых — азбука двухтысячных оказалась тяжким бременем для РПЦ: вновь зазвучали во всю силу голоса о «симфонии» церкви и царства, о «духовных скрепах», о том, что всего церковь и армия способны помочь государству укреплять патриотизм и воспитывать молодое поколение… подданных.

Ангельская смерть царя Николая, его индивидуальное благочестие хоть и зовутся величавыми, однако на деле перестают что-либо значить в божественной риторике. На первое пункт опять выходят скипетр и держава, геополитические интересы и «власть от Бога». Ну и конфеты «Ганина Яма» — не пропадать же добру.
Источник : http://www.mk.ru/social/2018/07/12/skandal-vokrug-carskoy-semi-meshaet-ustoyavshemusya-biznesu-rpc.html
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Когда ты круче всех: ЦСКА в очередной раз выиграл Единую лигу ВТБ
Дюрэнт стал MVP, Джеймс сыграл с переломом: "Голден Стэйт" защитил титул чемпиона НБА
Первый в истории триумф "Вашингтона": Овечкин поднял над головой Кубок Стэнли
С ветерком: чемпионский парад "Ак Барса" в честь победы в Кубке Гагарина
Телеканал "Интер" приобрел права на трансляцию на Украине матчей ЧМ-2018
Лучшее за неделю
Технологии
Роботы-художники постепенно приближаются к лучшим живописцам человечества
Boeing заинтересовался идеей летающего поезда «Link&Fly»
Канадская компания запускает пассажирский коптер BlackFly, для управления которым не нужна лицензия пилота
Британский студент построил дешевый и эффективный подводный джетпак